2002-12-17T15:30:00+10:00 2002-12-17T15:30:00+10:00

Марк Дюрст: «Филип Моррис» на правильном пути»

фото KONKURENT |  «Филип Моррис» на правильном пути»
фото KONKURENT

В 1992 г. в Россию пришла компания, без которой здешний табачный рынок теперь невозможно представить. Перефразируя стародавний рекламный слоган, «Филип Моррис» (PM — далее везде. — Прим. авт.) пришел всерьез и, судя по всему, навсегда. В канун 10-летия деятельности компании в России, ее генеральный директор, г-н Дюрст, дал эксклюзивное интервью «К».

«Двух фабрик в России пока достаточно»

— В последние два года некоторые гиганты западного бизнеса отходят от диверсификации. К примеру, Procter & Gamble продал свое пивное производство и сконцентрировал силы на профильном бизнесе. Помимо табачных изделий, PM тоже производит продукты питания и пиво. С возрастающей антиникотиновой кампанией в развитых странах Запада, с возникающими то и дело финансово-экономическими встрясками в США, можно ли считать вышеназванные подразделения PM своего рода балластом, от которого, «в случае чего», можно избавиться?

— Производством сигарет и продуктов питания занимаются два независимых подразделения группы компаний «Филип Моррис Компаниз Инк.» Обе компании успешно развиваются на международном рынке. Продав пивной бизнес компании South African Breweries, «Филип Моррис» владеет 36% акций образовавшейся после сделки компании SAB Miller.

— Собирается ли PM еще более упрочить позиции в России, построив с этой целью фабрику в Хабаровске или Владивостоке?

— За 10 лет работы в России мы осуществили инвестиции в два крупных производственных объекта. В Краснодаре приобрели и произвели глобальную реконструкцию табачной фабрики ОАО «Краснодартабакпром» (с 2000 г. — ОАО «Филип Моррис Кубань»). В Ленинградской области мы с нуля построили фабрику «Филип Моррис Ижора» — крупнейший производственный комплекс «Филип Моррис Интернэшнл» в Восточной Европе.

Принятые к исполнению инвестиции компании в эти предприятия превышают $500 млн. «Филип Моррис Кубань» и «Филип Моррис Ижора» обладают достаточными мощностями для увеличения объемов производства. Так что в настоящее время мы не планируем приобретать или строить новые предприятия в России.

— Возможно ли классифицировать сигареты PM по возрастному, социальному, имущественному положению граждан России?

— В целом, предложения в разных ценовых сегментах адресованы потребителям с разной покупательной способностью. Поэтому мы относим наши марки к разным категориям в зависимости от их цены — 3-8 руб., 8-17, 17-23 и выше.

«Наши новые марки всегда кстати»

— Кто главные конкуренты PM на Дальнем Востоке?

— Все основные производители табачных изделий представлены и добиваются определенных успехов в крупнейших регионах России. Что касается Дальнего Востока, большинство конкурентов здесь также присутствуют, однако наша доля рынка в этом регионе близка к общероссийским показателям компании — 22,1% (средняя доля рынка с января по октябрь 2002 г.).

— Каковы результаты продвижения марки «Оптима» в дальневосточных городах?

— Она была выведена на российский рынок два года назад и с тех пор стала одной из самых популярных и динамично развивающихся марок в России. В дальневосточном регионе «Оптима» на третьем месте среди марок компании. Особенно популярны сигареты «Оптима» в таких городах, как Владивосток, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Иркутск.

— Возможно ли в скором будущем полное вытеснение тяжелых марок PM легкими?

— Мы предлагаем взрослому потребителю полный ассортимент нашей продукции. В каждом семействе марок «Филип Моррис Интернэшнл», продаваемом в России, есть сигареты как с полным вкусом, так и с пониженным содержанием смол и никотина. Любое изменение потребительских предпочтений определяется, в первую очередь, самими потребителями, и мы сделаем все возможное, чтобы соответствовать их ожиданиям.

— Есть ли особенности в потреблении сигарет PM на Дальнем Востоке по сравнению с другими регионами?

— В этом смысле предпочтения дальневосточников почти соответствуют общероссийским тенденциям потребления сигарет марок «Филип Моррис Интернэшнл». По данным независимого исследовательского агентства «Бизнес-Аналитика», на Дальнем Востоке сигареты Bond Street, L&M и «Оптима» являются самыми продаваемыми марками «Филип Моррис Интернэшнл».

— Мировые табачные гиганты используют разные сбытовые технологии: PM — ограниченный круг генеральных дилеров, JTI — прямые контракты с региональными дистрибуторами, Liggett-Ducat — и первую, и вторую, а также не так давно решила организовать прямую доставку сигарет со своих складов. В чем плюсы и минусы вышеупомянутых схем и почему PM использует именно свою концепцию?

— Каждый производитель определяет для себя наиболее оптимальное построение сбыта. Мы убеждены, что система дистрибуции, используемая нами сегодня, чрезвычайно эффективна, и во многом благодаря ей нам удалось добиться лидерства на российском табачном рынке.

— Существует ли необходимость в разработке и производстве новых марок сигарет в России? За последнее время в стране появилось большое количество новых марок, зачастую созданных на основе уже существовавших...

— Необходимость вывода на рынок новых марок товаров народного потребления обусловлена потребительским спросом. Это же правило касается и нашей индустрии. Российский потребитель всегда готов попробовать что-то новое. Мы выводили на рынок новые марки тогда, когда верили в их успех. Опыт прошлых лет показывает, что мы были на правильном пути.

«Человеческое участие — прежде всего»

— PM утверждает, что благотворительная деятельность компании является неотъемлемой частью ее политики. География примеров этой деятельности включает в себя Южную и Центральную Россию, Урал и Сибирь. Не забыт ли в этом смысле Дальний Восток?

— Как и в большинстве российских регионов, с момента открытия филиала во Владивостоке началась и наша активная деятельность в сфере благотворительности. Владивостокский филиал компании «Филип Моррис Сэйлз и Маркетинг» действует здесь уже 7 лет. За это время наш бизнес достаточно широко развернулся на территории региона, появились филиалы компании в Хабаровске и Иркутске, в Комсомольске-на-Амуре и Благовещенске, Южно-Сахалинске и Петропавловске-Камчатском, Якутске и Ангарске, Братске и Усть-Илимске, Чите и Улан-Удэ, Магадане, Уссурийске, Находке. Мы сумели заявить о себе как о безусловном лидере в бизнесе, и, соответственно, сегодня от нас ожидают полноценного вклада в социальную сферу региона.

Отсюда и наши программы социальной помощи малоимущим — будь то регулярная доставка продуктовых наборов одиноким женщинам-ветеранам труда в Хабаровске либо поддержка Приморского краевого совета женщин, который вот уже 4 года подряд доставляет необходимые вещи в бедствующие уголки Приморского края, местности, пострадавшие от наводнений. В этом году благодаря нашим усилиям Иркутский социальный центр обслуживания граждан пожилого возраста вручил 400 продуктовых наборов самым нуждающимся старикам и инвалидам.

Особое внимание уделяет наша компания социальной адаптации детей (в том числе безнадзорных), попавших в трудные жизненные ситуации. Так, мы поддерживаем Иркутский областной центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей. При финансовой поддержке «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» здесь появились мебель, оборудование для прачечной и столовой, тренажеры и спортивный инвентарь, красивые игрушки, музыкальные инструменты. Ежегодно сотрудники иркутского филиала компании помогают в сборе школьных принадлежностей для наших подопечных. Благодаря усилиям компании летом 2002 г. все воспитанники этого центра смогли приехать в Приморье и впервые в жизни отдохнуть и поправить здоровье на морском побережье. Важно, что эти дети, получив в центре соответствующий курс социальной и психологической реабилитации, попадают потом в свои новые семьи, а не возвращаются на улицу.

Одним из приоритетов нашей благотворительной деятельности является реализация программ, направленных на поддержку образования. В этом году благодаря нашим усилиям все преподаватели истории и обществоведения средних школ 6 городов России, включая Владивосток, получили подписку на старейшее российское издание — газету «Известия». Мы искренне надеемся, что наш скромный вклад поможет сделать образовательный процесс еще более увлекательным.

Отрадно, что практически повсюду, где осуществляются эти программы, к ним подключаются наши сотрудники — собирают необходимые вещи, помогают в доставке продуктовых и школьных наборов, лично посещают стариков и детей, а ведь для наших подопечных зачастую самое главное — это простое человеческое участие, общение, доброе слово...

— Кому оно было сказано во Владивостоке?

— Например, одаренным детям из социально незащищенных семей. В прошлом году мы помогли оборудовать тренажерный зал в лицее-интернате «Буревестник», где они обучаются.

Помощь несколько иного свойства мы оказали в мае 2002 г., когда выступили генеральным спонсором владивостокского форума «Карьера-2002». В ходе его свыше 800 выпускников крупнейших вузов Приморья смогли получить представление о современной ситуации на рынке труда и познакомиться с руководителями служб персонала крупнейших работодателей — российских и международных компаний, а также получить консультации профессионалов в области построения карьеры и трудоустройства.

«Мы не хотим, чтобы дети курили»

— Насколько эффективны, на ваш взгляд, программы PM по борьбе с курением среди несовершеннолетних? Ведь обыватель вряд ли заметит их высокий КПД: у молодого россиянина в одной руке — бутылка пива, в другой — сигарета... Способна ли вообще молодежь — эта морально и физически неокрепшая часть общества — разделить принципиальную позицию PM, состоящую в том, что курить или не курить — выбор взрослого человека, информированного о связанных с курением факторах риска и способного принимать ответственные решения?

— «Филип Моррис Интернэшнл» производит сигареты — продукт, предназначенный только для взрослых, сделавших свой выбор в пользу курения. Мы не хотим, чтобы дети курили. Как и во многих странах мира, в России курение несовершеннолетних является серьезной проблемой, и мы считаем своим долгом участвовать в поиске ее решения.

Мы делаем все от нас зависящее, чтобы программы по борьбе с подростковым курением приносили ощутимые результаты. Сегодня в России такие программы осуществляются по трем основным направлениям: предотвращение доступа несовершеннолетних к сигаретам в рознице, информационная и образовательная программы.

Аудитория программы по предотвращению продажи табачных изделий несовершеннолетним — розничные продавцы, а цель состоит в том, чтобы создать условия, при которых продажа сигарет несовершеннолетним будет прекращена. Программа предусматривает размещение в магазинах, торговых павильонах и киосках материалов, информирующих покупателей о том, что здесь не продают сигареты несовершеннолетним на основании Закона РФ «Об ограничении курения табака». Мы начали такую программу в 1999 г. в Москве и Краснодаре. Спустя три года она была продолжена в 114 городах России и охватила уже 52 тыс. торговых точек. Кроме того, наши дистрибьюторы помогли нам увеличить количество городов, в которых проводится эта программа, до 700, а торговых точек — на 50 тыс.

Еще одно направление борьбы с курением среди несовершеннолетних — образовательная программа «Мой выбор», созданная при поддержке табачных компаний группой экспертов Общественного совета по проблемам подросткового курения. Цель этого школьного курса — научить подростков принимать осознанные решения по многим жизненно важным вопросам, в том числе и в отношении курения, наркотиков, алкоголя, а также убедить подростков не курить. Эта программа разработана специалистами-психологами, педагогами и одобрена министерством образования. С 1 сентября 2001 г. программа «Мой выбор» интегрирована в учебный план 2300 российских образовательных школ 28 регионов России.

Кроме того, с момента начала программы до сентября 2002 г. было проведено более 230 методических семинаров для учителей, в ходе которых подготовку по учебному курсу «Мой выбор» прошли более 3500 педагогов.

Что касается информационных программ, то их целью является формирование у молодого поколения свободного от курения образа жизни. Телевизионные ролики, которые транслируются на ведущих федеральных и региональных каналах, были созданы с непосредственным участием подростков.

И об эффективности этих программ. Да, мы убеждены, что можно достичь реальных результатов, если эти начинания будут поддерживаться не только ведущими международными табачными производителями, но и другими заинтересованными сторонами, чье участие сделает борьбу с подростковым курением еще более эффективной. Я имею в виду родителей, специалистов в области образования, органы государственной власти и общественные организации.

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ