2002-05-07T12:47:33+11:00 2002-05-07T12:47:33+11:00

Геннадий Мельников: «Современая связь позволяет находиться в едином информационном пространстве»

Главный связист края о радиовещании,, пейджерах и очередях на телефонное подключение

из личного архива героя публикации |  «Современая связь позволяет находиться в едином информационном пространстве»
из личного архива героя публикации
Анкета
Место рождения: Хабаровский край, р-н им. Лазо, с. Михайловка.
Образование: высшее.
Этапы карьеры: 1949-51 гг. - учеба в ремесленном училище связи; 1951-63 гг. - монтер, техник, инженер Владивостокского телеграфа; 1963-67 гг. - прораб по строительству объектов связи в крае;1967-71 гг. заместитель начальника краевого управления связи;1971-72 гг. - главный инженер краевого управления связи;1972-2002 гг. - начальник краевого управления связи, генеральный директор ОАО "Электросвязь" Приморского края.

Связь как основа современной экономики

Приморскому краю за последнее десятилетие удалось достичь впечатляющих темпов роста в телекоммуникационной отрасли.

Изменения в нашей жизни сегодня происходят с такой скоростью, что специалисты всерьез обсуждают эффект "сжатия" времени. Это прекрасно видно по развитию технологий в области связи. Спутниковая, сотовая, пейджинговая и, конечно, интернет. Каких-то лет 20 назад передача информации происходила совсем иначе, чем сейчас. Расстояние и время в 2002 г. Соотносятся совсем по-другому. Нынешний продвинутый первоклассник легко найдет в Сети сайты своих любимых мультяшных телегероев, сообщив маме по сотовому телефону, что уроки закончатся на час раньше. И для этого вовсе не нужно быть первоклассником Нью-Йорка, Лондона или Токио. Владивосток тоже подойдет, разве только "цена вопроса" со всеми вытекающими цифрами будет другая.

Причем Владивосток по уровню проникновения современных технологий смотрится на общероссийском фоне совсем не плохо. Москва и Санкт-Петербург - конечно, вне конкуренции, но вот в зоне Сибири и Дальнего Востока нас вполне можно назвать лидирующим регионом в развитии этой отрасли. Конечно, большую роль здесь сыграли в очередной раз географическое положение (портовый город, близость к высокотехнологичным зарубежным соседям и т. п.) и менталитет здешних жителей. Мы активны и мобильны в своих работе и отдыхе. И у нас есть деньги за все это платить. Поэтому очередную "Тему номера" мы решили посвятить современным телекоммуникациям.

Вполне естественно, что первым нашим собеседником стал наиболее авторитетный человек в этой отрасли не только в Приморском крае, но и, пожалуй, на всем Дальнем Востоке и Сибири, - генеральный директор ОАО "Дальсвязь" Геннадий Васильевич МЕЛЬНИКОВ.

- Раньше к отрасли связи власти относились пренебрежительнее, что ли. Мы в Приморском крае в застойные годы практически ничего не строили. Тогда существовала система, по которой помещения для телефонных станций должны были выделять местные власти. Так вот в 70-е - начале 80-х годов мы не получили ни одного здания! "Это ваши проблемы, вы их и решайте", - говорили нам. А вопрос был поставлен так: помещения выделяют "на местах", оборудование - министерство связи. Поскольку министерство знало, что помещений у нас нет, не выделялось и оборудование. И "наше" оборудование уходило в другие регионы: в Челябинскую, Ростовскую, Нижегородскую области, где власти относились к проблемам связистов с пониманием. Мы тогда практически топтались на месте, вводили в год по 2 тысячи телефонных номеров, и то в районах. Вдумайтесь, на телекоммуникационные нужды целого края получали всего 11 км. кабеля в год (!). О каком развитии могла идти речь? Мы и были на предпоследнем месте. Сегодня же по некоторым показателям уже на первых.

- Наиболее часто задаваемые вопросы, которые интересуют жителей Приморья, можно свести к одному: когда будет ликвидирована очередь на телефоны сети общего пользования?

- В течение трех ближайших лет мы должны полностью удовлетворить спрос на услуги телефонной связи. У "Электросвязи" сегодня в крае 375 тысяч номерной емкости, в этом году достигнем рубежа 400 тысяч. По насыщенности телефонной емкостью наш край занимает 22-е место в России. Сегодня в городах края на 100 семей приходится 56 телефонов, в сельской местности - 28, во Владивостоке – 74 телефона (с учетом сотовых - около 90 телефонов на 100 семей).

Нам сильно "подпортил" планы дефолт 98-го года. Тогда уже вводили по 30-35 тысяч номерной емкости в год. И если в 1998-м доллар был 6 рублей, то сейчас - 31. А ведь почти все оборудование - импортное. Но тем не менее в 2001 году мы вложили в развитие 190 миллионов рублей, в этом году должны свыше 200 миллионов рублей. В прошлом году ввели 24 тысяч номеров, в этом году по планам - свыше 25 тысяч. В 2003 году должны ввести 40 тысяч, в 2005-м - 50 тысяч, таким образом, мы подойдем к полному удовлетворению спроса на услуги телефонной связи.

- Говорят, что МАП выставило определенные требования по темпам телефонизации?

- В этом году мы обязаны закончить установку телефонов всем участникам и инвалидам войны, а также лицам, которые стоят на очереди свыше 20 лет. Мы понимаем, что уже прошло 57 лет после окончания войны, стыдно, что люди уходят из жизни, так и не получив телефона. Но это общероссийская беда. В Приморье сегодня в очереди на телефон стоят 486 участников войны и 242 инвалида войны.

Если бы можно было раньше установить одну станцию и обеспечить их всех телефонами, но живут-то они по всему краю. Нужно и станции строить по всему краю. Очень помогло, что мы ввели во Владивостоке две системы беспроводной связи DECT и CDMA. Правда несем большие издержки, ведь оборудование дорогое, но идем на это, чтобы обеспечить участников и ветеранов. Чтобы совесть была чиста. К 9 мая этого года мы установим 80 телефонов инвалидам и участникам Великой Отечественной войны. Напомню, что до конца года установим всем инвалидам и участникам. Кстати за последние 5 лет мы установили им около 5 тысяч телефонов.

Наследие прошлого

- С какими финансовыми показателями "Электросвязь" Приморского края закончила 2001 год?

- В 2001 году мы предоставили услуг на 1380 миллионов рублей и тем самым внесли в бюджет края в виде налогов 341 миллион рублей. По этому показателю мы стоим на четвертом месте в крае.

По сравнению с 2000 годом рост наших доходов составил 22%. Рост по услугам, оказанным населению, составил 35%. Это говорит, что при любых экономических условиях связь пользуется спросом. Мы получили 143 миллиона прибыли, рентабельность составила 18,2%. Если по "телефонной емкости" мы занимаем 22-е место, то по объемам предоставленных услуг в рублях занимаем 10 место среди регионов страны (в 2000 году было 13-е). Мы идем следом за такими регионами, как Ростовская, Челябинская области, Краснодарский край, где население по 5-7 миллионов. Зато все дальневосточные и сибирские регионы обошли.

- Показатели впечатляют, а как же тогда быть с разговорами об убыточности телефонной связи и некоторых других услуг, оказываемых "Электросвязями" сегодня?

- В отрасли связи есть такое понятие, как перекрестное субсидирование, то есть прибыльные услуги компенсируют плановоубыточные. 54% наших доходов приходятся на междугородную/международную связь. Мы готовы изменить ситуацию, но тогда нужно повысить расценки на другие услуги.

К примеру, стоимость установки телефона и абонентская плата не компенсируют всех затрат. В последние два года Министерство по антимонопольной политике пошло нам навстречу и позволило трижды повысить размер абонплаты. Сейчас она в Приморье порядка 90 рублей, но чтобы все окупать, нужно 120 рублей. А ведь кроме окупаемости еще нужны средства на обновление старого оборудования. Это тоже нужно закладывать. Резко повысить расценки мы не можем, иначе многим услуги связи станут не по карману.

Подумайте над такой цифрой: в прошлом году почти 12 тысяч абонентов отказались от услуг телефонной связи. Есть, конечно, кто переехал или вообще ушел из жизни, но основная масса, по нашим расчетам тысяч 8, отказались по финансовым причинам. Особенно это актуально для сельской местности. На сегодняшний день на селе смонтировано 52800 номеров, а абонентов всего 47 тысяч, остальные номера не востребованы. У людей просто нет денег на установку. Вот в Кавалеровском районе построили новую станцию, а желающих в нужном количестве нет, хотя установка на селе стоит всего 1350 рублей (в городе около 6000 рублей) при себестоимости свыше 12 тысяч рублей. В итоге за 2001 год мы получили почти 57 миллионов убытков от сельской связи.

Есть еще один далеко убыточный вид услуг - проводное вещание. Это даже не связь, но исторически сложилось так, что техническая сторона висит на нас. В прежние времена понятно: проводное вещание помогало доносить до народа информацию от "руководящей и направляющей". Радио, вообще-то, не подразумевает проводов, крути ручки и слушай, что хочешь. Но советский слушатель был привязан к одному источнику информации: то, что тебе говорят, то и слушай. Сегодня это направление дает нам около 20 миллионов убытков в год.

Представьте хорошую деревню, где 100 домов. Мы должны содержать в таком населенном пункте радиоузел, двух дежурных техников, монтера по обслуживанию линий, платить за электроэнергию. Получается минимум 16 тысяч рублей. При наилучшем раскладе 100 дворов заплатят 1000 рублей в месяц платы за радиоточку. Многие же еще и не заплатят этих денег. Мы предложили заменить проводное вещание радиоприемниками, которые мы предоставляли за свой счет, то есть бесплатно. Так поднялся такой шум, сходы на селе, до 10 тысяч подписей с районов. Депутаты стали в позу. Это же политика. Нам с большим трудом удалось договориться о такой схеме: где более 500 жителей - там остается проводное радиовещание. Где численность населения менее 500 жителей, мы предлагаем замену радиоточек бесплатными радиоприемниками. Но это возможно только с согласия селян. К тому же они стали жаловаться, что через какое-то время батарейки садятся, а купить новые селяне не могут по финансовым причинам. Хотя эти приемники могут работать и от электросети.

- Насколько актуальна для вашей отрасли проблема льготников? Про энергетиков и их плательщиков мы слышим постоянно, а вот связисты явно уступают по уровню лоббирования своих интересов "детям" Чубайса.

- Весьма актуальна. Есть категории граждан, которые имеют скидки 50% или даже 100% на установку телефонов. По абонентской плате около 40 категорий имеют различные льготы. Сегодня накопилось более 100 миллионов рублей предоставленных, но не компенсированных государством льгот.

Есть различные механизмы предоставления льгот. Вот МВД: работники нам платят 100%, а потом идут в свою финчасть и получают компенсации. Это хороший и оптимальный вариант. Другие же компенсируют свои льготы из федерального бюджета напрямую нам. Федеральный бюджет не дает денег, и льгота повисает. Такие "льготы" есть у военных, у прокурорских работников. И доходит дело до того, что они пугают ответственностью, но с другой стороны, мы же не благотворительное общество. И если администрация по местным бюджетам помогает, то федеральные органы практически нет. Эта сумма берется из нашей прибыли. И вместо того чтобы вкладывать деньги в развитие, мы оплачиваем льготы. Мало того, у нас еще около 57 миллионов долга висят за ведомствами (милиция, здравоохранение, воинские части), которые не платят даже по льготным тарифам. Они пользуются городской, междугородней связью. А отключить их мы не можем.

С байта по копейке

- Встречал в прессе информацию, что по доходам от услуг предоставление доступа в сеть интернет "Электросвязь" Приморского края занимает одно из лидирующих мест в России. Чем оправдано такое внимание к этой услуге?

- По этому показателю мы занимаем первое место в России среди всех "Электросвязей". У нас порядка 360 тысяч абонентов телефонной связи, из них 60% пользуются этой услугой. Доступ в интернет дал нам доход в 141 миллион рублей в 2001 году. В других регионах (Саратов, Омск, Томск) не придали значения доступу в интернет, считали эту услугу несерьезной, по сравнению с телефонией. И этот рынок захватили другие.

Схожая ситуация по пейджинговой связи. Многие тоже считают пейджинг несолидной вещью, а мы развиваем. "Примпейдж" дал нам порядка 14 миллионов рублей. Сейчас такова жизнь, что все нужно развивать, расширять услуги и тогда ты будешь на плаву. Посмотрите на перечень оказываемых нами услуг. Там представлены очень многие самые современные виды связи. Повторю: если по телефонной плотности мы занимаем 22 место в России, то по объемам предоставленных услугах в рублях мы занимаем 10 место. Все вместе и дает такой результат.

- Если пересчитать сумму дохода на одного жителя края, то показатель приморской "Электросвязи" будет, наверное, один из лучших в России?

- Честно говоря, не считал с этой точки зрения.

- И все же проводная телефонная связь - это основа сегодняшних телекоммуникаций. Пока ни один вид беспроводной связи не может сравниться с возможностями современных проводных технологий. Как развивается это направление в Приморском крае?

- В крае практически исчезают воздушные линии связи, мы перешли на кабельные (подземные). Что такое кабельные линии: это живучесть, достаточно емкие пучки каналов, лучшее качество. Кроме того, мы уже третий год ведем строительство нового поколения кабельных линий - оптико-волоконных. Они позволяют организовать цифровые каналы: скоростные, качественные с большей пропускной способностью. Это будущее.

В крае уже есть оптико-волоконная линия Находка - Хабаровск, каналами которой мы пользуемся. Проложили и свои линии: Владивосток - Уссурийск - Спасск - поселок Кировка. В этом году проложим от Кировки до Лесозаводска и от Артема до Большого Камня - Фокино. Замкнем все это на Находку и получим такое кольцо с выходом на остальную часть России.

Наличие современной связи действительно позволяет находиться нам в едином, как сейчас говорят, информационном пространстве. Никто не чувствует, что мы оторваны. Со всеми странами мира есть круглосуточная связь, причем на высоком качественном уровне. Это достижение века. Если сказать, что еще буквально 30 лет назад, чтобы переговорить с Москвой, нужно было делать заказ через 07, а если на Кавказ, Прибалтику, Среднюю Азию? К примеру, при заказе звонка в Армению в Ленинокан, вам могли сказать, что заказ будет принят на следующую неделю в четверг на 2 часа ночи. Тогда на квартирах мало было телефонов, поэтому надо было в 2 часа идти на междугородку и ждать вызова. И вполне могло оказаться, что такое-то направление перегружено или связи нет. Приходите в следующий раз. Кстати, междугородная телефонная станция во Владивостоке - самая крупная на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири.

Связь играет в современном мире огромное значение. Отключи телефоны, и жизнь парализуется. Даже временное отсутствие связи дома приводит некоторых к сильнейшей депрессии, чувству оторванности от внешнего мира. И нам есть еще куда стремиться. К примеру, мне встречалась цифра, что в развитых странах семья, в среднем, пользуется услугами междугородной/международной связи до 300 раз в году, а российская - 0,3 раза. Мы пользуемся этой связью только в исключительных случай (поздравляю, встречай, тут такое случилось). А вот просто поговорить сегодня еще не всем доступно. Так что нам есть над чем работать.

ОАО "Электросвязь" Приморского края с 1996 г. приступило к созданию цифровой сети местной и междугородной связи на базе волоконно-оптических кабелей. В том же году был построен первый пусковой комплекс Владивосток - Лесозаводск на участке Владивосток - Уссурийск протяженностью 113,5 км.

В последующие 1997-2000 гг. темпы строительства волоконно-оптических линий составили, в среднем, 50 км. в год. Всего с 1996 г. было построено 365,5 км. волоконно-оптических линий на участках Уссурийск - Черниговка - Спасск, Кировский - Горные ключи, АТС 38 - Артем. В 2001 г. велось строительство волоконно-оптических линий передач на участках: Спасск - Кировка, Артем - Большой Камень - Фокино, дополнительно было введено в эксплуатацию 80 км. волоконно-оптических линий передачи. Наряду с внутризоновыми волоконно-оптическими линиями передачи продолжали строиться линии на местной сети связи. Первая ВОЛП на местной сети связи была построена во Владивостоке в 1993 г. на межстанционной линии протяженностью 4 км. В 2001 г. с вводом в эксплуатацию второй очереди синхронного цифрового кольца по технологии SDH завершился перевод межстанционных линий ГТС на волоконно-оптические кабели.

По информации сайта www.es.primorye.ru.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ