2003-01-28T15:30:00+10:00 2003-01-28T15:30:00+10:00

Роман Самоваров: «Если человек хочет найти определенный диск — обязательно найдет»

Совладелец музыкального магазина о конкурентах, спросе и пиратстве

из личного архива героя публикации |  «Если человек хочет найти определенный диск — обязательно найдет»
из личного архива героя публикации
Анкета
Самоваров Роман Борисович, 34 года.
Место рождения: Приморский край, поселок Кавалерово.
Образование: ДВГМА, судоводительский факультет (1993 г.).
Карьера: один год работал на судах ДВМП, вел музыкальную передачу на одном из местных телеканалов, работал диск-жокеем на плавучей гостинице «Владимир». Весной 1995 г. занялся продажами компакт-дисков.
Семейное положение: женат, детей пока нет.
Средство от стрессов: «такие же, как у всякого нормального русского человека — хорошая компания, возможно, с алкоголем».
Хобби: путешествия с гастрономическим уклоном (на снимке из архива Р. Самоварова — герой интервью в одном из ресторанов Таиланда. — Прим. авт.).
Автомобиль: Mazda-MX9 1991 г. («таких во Владивостоке штук пять, не больше; меня всегда привлекали редкие машины»).

До того, как продавать музыку, Роман Самоваров, директор, один из совладельцев магазина CD-Land, был четвертым помощником капитана, потом вел дискотеки на плавучем отеле, пробовал себя на телевидении. Сейчас он транcформирует свое понимание жизни в любимое детище, называемое на Западе music shop. И, судя по всему, успешно. CD-Land занимает ведущие позиции по продаже компакт-дисков во Владивостоке.

Музыка их связала

— CD-Land — детище исключительно Самоварова?

— Нет, у него несколько родителей. Помимо меня, это небезызвестный Леонид Бурлаков и Кирилл Бабий — мои однокашники по ДВГМА. Около 10 лет назад у нашей дружной компании родилась идея открыть магазин, который бы торговал компакт-дисками. Тогда только-только они появились, и мы укрепились в своем желании, побывав пару раз за границей. Там-то это дело давно поставлено на широкую ногу.

— С чего начали?

— С 4 квадратных метров во флотском универмаге. Взяли в долг энную сумму и привезли из Москвы первую партию дисков. В то время во Владивостоке этим же занимался магазин «Мелодия» и несколько маленьких точек, для которых торговля аудиопродукцией была побочным бизнесом. Для нас же это стало гораздо большим, нежели просто способ подзаработать. По большому счету, в тот момент мы меньше всего думали, что получим ощутимые доходы. Нам хотелось заняться тем, что всегда интересовало. И, несмотря на морской вуз за плечами, мы решили плыть в другом направлении. В бизнесе нас объединила, говоря пафосно, большая к музыке любовь.

— CD-Land называют флагманом музыкального бизнеса во Владивостоке. Конкуренты идут в вашем фарватере?

— По меньшей мере, стараются не отставать — так везде, где сразу несколько фирм занимаются реализацией одного и того же товара. Однако острого соперничества и, тем более, кровной вражды не существует. С конкурентами у меня почти дружеские контакты. Мы нуждаемся друг в друге.

— Кто ваш основной конкурент? ABCD-records?

— Пожалуй, да, если брать в расчет его местоположение — этот довольно неплохой магазин находится недалеко от нас, в полусотне метров. И все же, несмотря на это и то, что они продают абсолютно то же самое, я бы не стал говорить о серьезной конкуренции между нами. CD-Land и ABCD-records настолько своеобразны и оригинальны, что могут позволить себе не зацикливаться на конкурентной борьбе.

— Тем не менее соперничества не избежать, ведь идеального магазина — где продают все что душе угодно — не существует. Следовательно, нужно конкурировать ассортиментом?

— Бесспорно. Ведь, с одной стороны, все торговцы предлагают то, что есть на рынке. И никто не может прыгнуть выше собственной головы — вместить на прилавки всю музыку, которая появляется. За один год мировая музыкальная индустрия выпускает столько дисков, что если бы один человек взялся их переслушать, не выключая проигрыватель, ему понадобилось несколько тысяч лет...

С другой стороны, есть такие уникальные проекты, как столичный магазин «Пурпурный регион», торгующий по разумным ценам только фирменными дисками, доставленными напрямую из Америки и Европы. Конечно, мы не располагаем такими возможностями, но стараемся решать аналогичные задачи по-своему. Я говорю о системе заказов компакт-дисков, созданной нами благодаря сотрудничеству с московской сетью «Союз».

В нашей базе данных — более миллиона наименований. При помощи такого рода услуги проблема отдаленности от той же Москвы сглаживается. Несмотря на то, что иногда на доставку того или иного диска уходит до 3-4 месяцев, эта система эффективна, и если человек что-то хочет найти — обязательно найдет. Я сам не раз пользовался этой системой и приобретал действительно уникальные вещи, которые, поверьте мне на слово, можно искать долго и безуспешно.

— Не проще ли иметь в запаснике так называемую «элитарную музыку»?

— Невыгодно со всех точек зрения. Зачастую конкретного человека интересует настолько конкретный cd, что ни один магазин, даже самый крупный, его не купит, поскольку тот может оказаться невостребованным. Поэтому мы привозим, в первую очередь, популярную музыку. Конечно, стараемся изучать спрос, ориентируемся не только на масскульт и, тем не менее, оформляя заказ по какому-нибудь из каталогов, я никогда не остановлю свой выбор на незнакомом исполнителе, которого никто никогда не спрашивал. Зачем рисковать?

Колбаса рядом не лежала

— Если я захочу я заняться продажей музыки во Владивостоке, есть ли у меня шансы преуспеть?

— Было бы смешно, если бы я ответил «нет». Мол, мы все ниши заняты и тем самым преградили путь потенциальным конкурентам. Место под солнцем найдется всегда. Все зависит от того, как ты возьмешься за дело — с умом, фантазией, или обыкновенным нахрапом.

— А как овладеть секретом массового спроса? День-деньской изучать пристрастия меломанов?

— Не без этого. Почему CD-Land на протяжении уже восьми лет занимает определенный сегмент рынка? Во многом это объясняется особым отношением к бизнесу. К примеру, для меня слушать музыку, читать о ней, ловить любую информацию о том, что происходит в музыкальном мире, столь же любимая привычка, как пить чай по вечерам. Музыка — это моя жизнь. А бизнес — как бы сам собой, хотя... Возьмем, к примеру, колбасу. Как ее продавать? Достаточно выучить ассортимент из 30 видов, других знаний, по большому счету, не требуется. Или носки: они бывают шерстяные, полушерстяные и хлопковые... А для того, чтобы продавать музыку, мало знать названия групп, исполнителей и в каком стиле они играют. Надо жить этим, быть внутри этого.

Откровенно говоря, иногда ловлю себя на мысли: если бы я не погрузился «в музыкальную тему», мне было бы гораздо сложнее делать оптимальные заказы, следить за новыми релизами и в какой-то мере прогнозировать ситуацию в том, что касается спроса.

Веселый Роджер — очень серьезный парень

— Продает ли CD-Land контрафактную продукцию?

— Скрывать этот факт бессмысленно. При всем при том мы — против пиратства. Звучит, согласен, нелогично, если не парадоксально. Но — судите сами: если мы будем продавать сугубо лицензионные диски, до нас не дойдет процентов 80 всех интересных релизов, которые появляются в музыкальном мире. Грубо говоря, ни покупатель, ни мы не можем жить без пиратских CD.

По большому счету, это проблема не продавцов и производителей дисков, а государства. На сегодняшний день розничная цена фирменного диска составляет 600-700 рублей. Много ли покупателей могут позволить себе его купить?.. Так что, альтернативы аудиопиратству не существует. Лицензионный ассортимент настолько мал по сравнению с тем, что выходит «из-под полы», что всерьез о дисках, выпущенных по лицензии, говорить не приходится. Что касается отечественной продукции, то здесь сложностей не существует — мы торгуем лицензионным товаром по самым что ни на есть разумным ценам.

Бороться с пиратскими дисками в магазинах — то же самое, что идти в атаку на ветряные мельницы. Или пытаться проткнуть иголкой мыльные пузыри. Уничтожать надо не пузыри, а тех, кто их надувает. Эта проблема гораздо серьезнее, чем ее привыкли освещать в прессе. Да, ликвидировать пиратскую торговлю можно одним взмахом руки. Но надо же предложить что-то взамен. К сожалению, никто ничего не предлагает. Почему — это уже другой вопрос.

— Неужели все так безнадежно?

— Попытки противостоять пиратам предпринимаются, и кое-какой толк от этого есть. К примеру, в Москве ряд компаний оформляют лицензии и производят диски. Последние, конечно, дороже пиратских, но тем не менее вполне по карману среднестатистическому потребителю. Однако большой минус в том, что лицензии выписываются только на самые ходовые позиции. Например, на новый альбом Мадонны обязательно выпишут лицензию, и мы с удовольствием будем им торговать, а свежий плод творчества очень интересной, но малоизвестной группы TERRANOVA никогда не станет лицензионным, потому что не разойдется по стране миллионными тиражами. Получается, что, отказываясь от торговли пиратскими дисками, мы лишаем конечного потребителя права выбора.

От чего трещит голова у меломана

— Ваши знакомые говорят, что вы — «конченый меломан»...

— Слишком резко сказано. Просто я не могу жить без музыки, слушаю ее везде — дома, на работе, в машине. И тишина для меня физически противопоказана.

— Поэтому уехать в лес, побыть в уединении не хочется?

— Нисколько. Может, еще возраст не тот. Мне часто задают вопрос: «Ты не устаешь от постоянного музыкального фона? Голова не болит?». Я отвечаю, что болит, но — в абсолютной тишине.

— Что вы слушаете?

— Люблю просто хорошую музыку. Неплохие песни есть практически у любого исполнителя, независимо от стиля и направления. Главное, чтобы была мелодия, которая запоминается и трогает душу.

— А как относитесь к тем, кого она не «трогает»?

— Спокойно, без иронии или сарказма. Вообще, сограждан, которые слушают музыку, я разделяю на две группы. Одна — это меломаны, вторая — аудиоманы. То есть те, для которых интересна музыка как таковая, и ценители, главным образом, ее звучания. Представители второй группы порой обзаводятся дорогостоящей аппаратурой, но при этом имеют всего две-три пластинки, которые они бесконечно слушают, наслаждаясь не музыкой, а тем, как она звучит. Так вот, по этой классификации я на 200% меломан.

— Что скажете о публике совершенно иного склада?

— Допускаю, что есть люди, для которых такое понятие, как музыка, вообще не существует. И ни в коей мере их не осуждаю. У каждого свои привязанности. Скажем, я не фанат гандбола, но есть страстные поклонники этой игры... Между тем кто меня осудит за то, что я не поклонник «ручного мяча»? Так и в музыке. Одному она абсолютно параллельна, для другого это просто бытовой фон, третий регулярно читает Billboard, а для четвертого музыка — вся жизнь.

— У вас не возникало желания просвещать далеких от музыки друзей и знакомых?

— Никогда и никому ничего не навязывал. Если у человека возникнет интерес, он сам обратится ко мне, а если нет... Я убежден в одном: смысл в жизни может быть только тогда, когда в ней присутствует разнообразие. Если ты на чем-то замыкаешься, окружающий мир становится скучнее. Не стоит себя ограничивать. Жизнь нужно наполнять до краев.

БЛИЦ

— Представьте себя участником телеигры «Угадай мелодию». В финал пробьетесь?

— Думаю, нет. Немного не мой формат.

— Ваша следующая за музыкой страсть?

— Путешествия. Они дают мне ощущение, что жизнь проходит не зря.

— Много ли тратите на турпоездки?

— Ровно столько, сколько могу себе позволить.

— Окажись вы на необитаемом острове, без какой музыки не прожили бы и дня?

— Без любой. День, может быть, еще протяну, а потом начну сам сочинять и петь.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ