2008-05-27T15:30:00+11:00 2008-05-27T15:30:00+11:00

Исроэль Силберштейн: «Здесь ты еврей, а в Израиле — русский»

Главный приморский раввин о синагоге, приморских иудеях и образовании

Из личного архива героя публикации |  «Здесь ты еврей, а в Израиле — русский»
Из личного архива героя публикации
Анкета
Исроэль Силберштейн, главный раввин Владивостока и Приморского края (с сентября 2006 г.).
Родился в 1982 г. в Нью-Йорке, США. Окончив Yeshivas Oholei Торы Crown Heights в Нью-Йорке в 1999 г., до 2006 г. получал религиозное еврейское образование во Франции, Иерусалиме и США. Параллельно работал волонтером и участвовал в деятельности еврейских общин в Швеции и на Украине.
Знает несколько языков: английский, русский, французский, иврит, идиш. Женат, двое детей.

Исроэль Силберштейн уже два года является главным раввином Владивостока и Приморья. Уроженец Нью-Йорка, он сознательно выбрал приморскую столицу в качестве места жительства и работы. По словам Силберштейна, у него масштабные планы по развитию здесь еврейской общины: от долгожданной реконструкции синагоги до строительства еврейской школы. О том, почему местным евреям не стоит мечтать об Израиле и насколько жизнеспособна идея религии, единой для всего мира, главный раввин рассказал корр. «К».

— Исроэль, как вы связали свою жизнь с религией?

— В Нью-Йорке, где я родился и провел детство, родители дали мне классическое еврейское образование. С юных лет они же учили меня вере в Бога, обучали Торе, иудаизму. После окончания еврейской школы в Нью-Йорке я два года учился в аналогичном учебном заведении в Париже, после чего снова вернулся на родину. Потом я снова отправился в столицу Франции, но не только в качестве ученика, но и волонтера в еврейской школе. После мой путь лежал в Израиль, где я получил так называемый сертификат раввина. Вручал его главный раввин Израиля.

Сертификат раввина — это не просто удостоверение, это знания, которые передаются от одного раввина к другому, начиная от Моисея, который получил их от Бога. И далее из поколения в поколение.

— Что подвигло вас на переезд во Владивосток? Все-таки не самый близкий к Штатам, да и к Европе населенный пункт?

— Во время обучения я проводил все свои каникулы в странах бывшего СССР, выступал в качестве волонтера, создавал программы для детей, подростков. Работал в тех общинах, где на тот момент не было своего раввина. Объездил довольно много городов бывших союзных республик. После того как женился, стал искать достойное место, где можно работать в долгосрочной перспективе. Встретился с Берл Лазаром, главном раввином России, которому и сказал, что хочу работать в России, и поинтересовался, в каких городах общины нуждаются в своем раввине и могу ли я начать там работать. Он ответил, что есть несколько вариантов, но самое перспективное место, где необходима моя работа, — Владивосток.

Мы с женой решили посетить столицу Приморья, чтобы предварительно познакомиться с городом. Нам понравились местная еврейская община, люди, которые живут здесь, и мы решили принять предложение Лазара. Я понял, что во Владивостоке есть возможности создать большую еврейскую общину.

«Восстановим синагогу. С Божьей помощью»

— Сколько на данный момент в Приморье иудеев?

— От 10 до 14 тысяч человек.

— Наверное, вам хочется, чтобы число последователей вашей религии росло?

— Конечно. Каждый еврей — это бриллиант (Смеется).

— Что, на ваш взгляд, нужно предпринять, чтобы развивать иудаизм в Приморье?

— Нам нужно давать людям еврейское образование, особенно детям и молодежи. Когда евреи были рядом со священной горой Синай и получили Тору от Господа Бога, он спросил: какие вы можете дать гарантии, что будете следовать Торе? И тогда евреи гарантировали это своими детьми. Мы будем давать еврейское образование нашим детям и обеспечим то, что дальнейшие поколения евреев будут существовать.

— На данный момент в Приморье такого образовательного учреждения нет?

— Сейчас при общине работает воскресная школа, летом — пионерский лагерь, где в прошлом году обучалось 120 детей со всего Дальнего Востока. В дальнейшем мы планируем открыть и свою школу, и детский сад. С просьбой о поддержке обратились к губернатору Приморья, и он пообещал свое содействие при открытии образовательного центра для еврейских детей во Владивостоке.

— На какой стадии сейчас реставрация синагоги, о которой говорится уже не первый год?

— Сейчас мы готовим архитектурный проект реставрации, и предстоит еще очень много сделать в этом направлении. С божьей помощью, я надеюсь, мы восстановим синагогу.

— На протяжении ряда лет еврейская община доказывала, что здание на ул. Прапорщика Комарова являлось синагогой, и на этом основании настаивала на его возвращении. Кому на данный момент принадлежит здание?

— Сейчас оно находится в собственности Федерации еврейских общин России. Сегодня мы как раз подошли к тому моменту, когда от разговоров и «дележа» переходим к реальным действиям, в частности к созданию проекта, с которого и начнется реставрация. У нас есть четкое понимание того, что и как нужно делать. Приступаем к действиям.

— Какие отношения сложились у еврейской общины с представителями других религий в Приморье, в частности православной церковью?

— Не только в Приморье, но и на Дальнем Востоке разные религии сосуществуют достаточно мирно. Сказать, с кем мы общаемся ближе, не могу: все главы местных религиозных сообществ стремятся сделать все возможное для сохранения дружественных отношений.

— Бизнесмены еврейской национальности в Приморье поддерживают общину?

— Чем больше эти люди узнают о своем прошлом, истории своего народа, иудаизме как таковом, тем больше они становятся вовлеченными в процесс, не только оказывая спонсорскую помощь, но и изучая религию. Что касается финансовой поддержки, то существует следующий закон Торы: Бог обязал всех евреев помогать бедным, общинам, синагогам и отдавать десятую часть всех своих доходов. В настоящий момент у нас есть друзья-бизнесмены, которые реально так делают. Эти действия говорят о понимании людьми того, что все то, что вы имеете, дано Богом. Если он видит, что человек готов принять больше, так как способен многое отдать, то Бог и награждает его в большей мере.

— Община предпринимает какие-то действия, направленные на борьбу с ксенофобией и антисемитизмом?

— Мы больше доверяем в решении этих проблем властям и тем организациям, в чьей компетенции находятся данные вопросы. Но, если вдруг что-то подобное происходит, мы начинаем достаточно плотно сотрудничать с ними, совместно предпринимать необходимые действия. Отмечу, что в Приморье эти явления не настолько распространены, как в других городах России. Владивосток — достаточно молодой город, и его жители, приехавшие сюда в достаточно раннем возрасте из других российских регионов, более толерантны.

Между добром и злом

— В России давно ведутся разговоры о том, чтобы ввести в школах уроки православия. Как вы к этому относитесь, ведь не все ученики родились в православных семьях?

— Я надеюсь, что обучать станут не конкретной религии, а просто будут рассказывать детям о том, что весь мир сотворен Богом, Создателем. И ты не можешь позволить себе вести себя, как только ты того хочешь, а есть глаз, который видит, и ухо, которое слышит. А сам урок будет начинаться с минуты тишины, когда каждый ребенок сможет погрузиться в свой внутренний мир и сосредоточиться на той вере, которой учили его родители.

— Что вы думаете о переселении многих русских евреев в Израиль, которое для многих обернулось неудачей? В частности, много людей переехало из Биробиджана. В Израиле переселенцам выделялось пособие на период адаптации — два года, за которые они должны были выучить язык, найти работу и так далее. Когда срок истек, многие так и не смогли устроить свою жизнь и были вынуждены вернуться.

— Я уверен, что для многих евреев в России намного проще быть евреями, чем в Израиле. У нас есть достаточно организованные общины, и, когда люди приезжают в новую страну, другую культурную среду, они теряются. Я бы не советовал местным евреям искать счастье в Израиле, считаю, что им будет проще и лучше жить здесь. У большинства евреев, живущих в России, есть четкое самоопределение себя как еврея. Большее, чем тогда, когда они оказываются в Израиле. Не зря существует распространенная шутка: в России ты еврей, а в Израиле ты — русский.

— Есть мнение, что различные религии создавались как рычаг управления отдельными группами людей. По сути же, все они подразумевают одно: веру в высшее начало, духовным законам которого необходимо следовать. На ваш взгляд, если бы в мире была единая религия, он стал бы лучше?

— Да, если бы люди постоянно помнили и знали, что Бог один, я уверен, что мир стал бы лучше. И я верю, что такое возможно и в реальности.

— Как вы думаете, много ли в Приморье по-настоящему религиозных людей, вне зависимости от того, какую религию они исповедуют?

— Каждую минуту своей жизни человек оказывается перед выбором: сделать божественное доброе дело или совершить плохой поступок. И нельзя сказать: этот человек религиозен, а этот — нет. Просто мы постоянно выбираем между добром и злом. Принимаем решение и несем за него ответственность.

«Просмотр телевизора — пустая трата времени»

— На массовое сознание сегодня активно влияет телевидение. Какие программы вам интересны?

— Я не смотрю телевизор. Считаю, что можно потратить это время на гораздо более положительные вещи. Нам отведено слишком мало времени на этой земле, и мы должны использовать его с максимальной пользой. И телевизор — не лучший способ им распорядиться.

— Что бы вы в первую очередь исправили во Владивостоке?

— Две основные проблемы здесь: движение и состояние природы. Под первым я подразумеваю и дороги, и поведение водителей, и пробки, и недостаток парковок. Что касается природных условий, то хотелось бы сделать город более благоприятным для жизни: воздух чище, экологическую обстановку более здоровой.

— Вы автомобилист?

— Только не во Владивостоке!

— Из-за наших дорог?

— Скорее из-за водителей.

— Из-за того, что они нарушают правила дорожного движения?

— А здесь есть какие-то правила?..

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ