2010-09-14T11:45:07+11:00 2010-09-14T11:45:07+11:00

Павел Шугуров: «Со стороны художников эгоистично и некрасиво заботиться только о своих внутренних переживаниях»

Будущий главный художник города о личной миссии, планах и Городе Мечты

Из личного архива героя публикации |  «Со стороны художников эгоистично и некрасиво заботиться только о своих внутренних переживаниях»
Из личного архива героя публикации
Анкета
Павел Шугуров, художник, руководитель Мастерской монументального искусства «33+1», автор и ведущий телепрограммы «Прогулки по городу».
Претендент на пост руководителя Отдела городского дизайна (главный художник) при Администрации города Владивостока.
Родился в 1978 г. во Владивостоке.
В 1997-м окончил Владивостокское Художественное училище. В 2001-м окончил 3 курса Дальневосточной академии искусств.
В 2005 г. создал ООО «33+1».
В 2006-м окончил Санкт-Петербургскую Художественно-промышленную академию им. Штиглица, факультет «Монументальная живопись». В том же году стажировался в Университете Тамаринд в США, штат Нью-Мехико.
Женат, воспитывает двух дочерей.

На пост городского художника Владивостока главным претендентом является Павел Шугуров, известность к которому пришла накануне 150-летия города. Несмотря на то что официально в должность он пока не вступил, его заявление уже подписано мэром.

— Современный художник — это кто?

— Cейчас важно даже не столько, что художники рисуют, сколько то, как они живут. Ван Гог, Уорхол, Бойс — яркие примеры. Моя деятельность во Владивостоке — тоже часть личного арт-проекта.

Существует большая проблема взаимоотношения общества и художника. Художник создает свой «мир» и живет внутри него, лишь изредка допуская туда зрителя. Но дело в том, что сегодня таких «волшебных миров» слишком много, и они не имеют для общества другого значения, кроме как быть «интеллектуальным аттракционом». Я понял, что со стороны художников эгоистично и некрасиво заботиться только о своих внутренних переживаниях и сообщать о них зашифрованными символами. Тогда я спросил себя: смогу ли реализовать свое творчество так, чтобы оно было понятно окружающим, но не потеряло художественной ценности?

— Эта идея легла в основу нынешней работы?

— Да. В 2005 году, в Питере, мы с друзьями объединились в сообщество «33+1» именно с такой социальной миссией. Потом оформили наш союз как коммерческую организацию, чтобы самим окупать задуманные проекты, а не выпрашивать гранды у разных фондов.

— А что считаете личной миссией?

— Пятнадцать лет я учился профессии «художник», из них девять — на «чужбине», в Питере. Наконец-то вернувшись во Владивосток, я решил, что в течение следующих 15 лет ежедневно буду пытаться изменить его к лучшему, реализовывать полученные знания. По истечении этого срока займусь личными практиками, перееду в приморскую глубинку, а «менять мир» оставлю детишкам, к тому времени они как раз подрастут. А пока у меня период социальной активности. И сейчас меня больше всего тревожит отток людей из нашего региона. По результатам опроса, 80% выпускников вузов на вопрос «Что будете делать дальше?» отвечают «Уеду из Владивостока!».

Чтобы изменить ситуацию, необходимо дать людям, особенно молодым, возможность максимальной творческой реализации. Тогда будет мотивация остаться. Привлекая в наше сообщество самых активных, создавая объекты, собирающие внимание публики и рождающие дискуссии, я надеюсь, мы участвуем в создании того общества, о котором мечтаем, где человек человеку — добрый и отзывчивый сосед. Только повидав мир, понимаешь, что во Владивостоке есть все для больших интересных дел. И за полгода нашей работы во Владивостоке, думаю, многие увидели реальные изменения.

— Какими работами гордитесь?

— Шедевра мы еще не сделали, но каждая работа — это шаг к цели. Сейчас меня больше всего интересует, что горожане думают о наших работах. Я с удовольствием собираю отзывы, как положительные, так и отрицательные. Любая оценка — это хорошо, главное, чтобы людям было не все равно. Формирование небезразличного думающего сообщества — еще одна задача. В Петербурге, например, люди часто выходят на защиту культурных объектов, а у нас — нет.

— Вы сами предложили помощь в оформлении фасадов к Дню города или к вам обратились власти?

— На тот момент мы уже плотно работали с администрацией города, в том числе сделали посвященные Дню Победы фасады на Гоголя. К нам обратились. Но потянуть крупные художественные проекты одна администрация не в силах, поэтому понадобился частный капитал. Коммерческим структурам тоже интересны и выгодны подобные инициативы.

— Вы, очевидно, займете пост главного городского художника. Какие ожидания с этим связываете?

— Если быть точным, название этой должности звучит так: Руководитель отделения городского дизайна. И это правильней. Себя сам я бы назвал — «Ответственный за городское искусство». И должность — не главное. С ней или без нее я все равно буду стремиться осуществить свой план. На этот сезон у меня была следующая программа: представить как можно большее число художественных объектов.

Возможности росписи продемонстрированы, теперь нужно успеть установить несколько скульптур и сделать несколько акций с участием публики. Зимой хорошо было бы собрать художественный совет из мэтров и молодежи, чтобы профессионально оценивать все планируемые проекты, и превратить их количество в качество. Возможно, сообща удалось бы как-то упорядочить и хаос наружной рекламы, выработать критерии оценки ее уместности.

— Сколько времени потребуется, чтобы привести внешний вид Владивостока в порядок, чтобы не было стыдно перед собой и гостями?

— Ландшафт города уникальный, и если бы его изначально застраивали концептуально, а не хаотично, мы бы уже жили в Городе Мечты. Но что имеем, то имеем, и вы правы, с этим надо что-то делать. Многие уважаемые люди думали над этой проблемой. Я со своей стороны зимой предложу свой проект колористики всего города. Наверное, устроим выставку и круглый стол, где будут представлены все подобные масштабные идеи. В любом случае, сейчас благоустраивают и окрашивают многие фасады, так почему бы не подойти к этому концептуально? Представьте, одна сопка будет называться «Сопка Рассвета» — все дома раскрашены в розово-голубые цвета, с вкраплениями желтого, что в целом создает реальное впечатление рассвета. Или «Тигровая сопка» — дома разных оттенков оранжевого. Все в наших силах! Если мы будем придерживаться общей концепции окраски города, в течение 10 лет сможем сделать интересный и уникальный в своем роде город. Причем естественным образом, в ходе текущих ремонтов фасадов. Это программа «максимум» периода моей социальной активности.

— А вы лично разрисовываете дома?

— Конечно, за исключением авторских работ других художников, я участвовал практически во всех работах, которые появились в городе в последнее время.

— Как семья относится к вашей работе и дальнейшим планам?

— Я надеюсь, что мои потомки будут всегда жить во Владивостоке, знать и гордится моими достижениями, вдохновляться ими для своих свершений.

— А через 15 лет кто будет продолжать ваше дело?

— Сложно сказать, но надежда есть. Если удастся переставить во Владивостоке акцент с искусства «для себя» на искусство «для людей», заложить основы художественной индустрии и рынка творческих инициатив, тогда отток талантов приостановится. На моих проектах поработало много молодых художников. Самореализация в масштабе города многим понравилась. Поверьте, идей у них хватает. Думаю, через какое-то время они наперебой будут предлагать свои проекты… художественный совет будет их корректировать, чиновники и коммерсанты будут содействовать их воплощению, а наш город продолжит превращение в Город Мечты.

 

Валерия ЛОЙКО

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ