2017-07-04T11:33:15+10:00 2017-07-04T11:33:15+10:00

Елена Чайковская: «Главная проблема эмитентов — ментальная»

Елена Чайковская из Банка России рассказала «К» о многом

Предоставлено пресс-службой Банка России |  «Главная проблема эмитентов — ментальная»
Предоставлено пресс-службой Банка России

В июне этого года во Владивостоке прошла конференция «Инструменты рынка ценных бумаг для привлечения инвестиций», где представители реального сектора экономики и участники финансового рынка Дальнего Востока говорили о достоинствах и недостатках выпуска ценных бумаг. Основным спикером конференции стала директор департамента развития финансовых рынков Банка России Елена Чайковская. Разговор на тему облигаций она продолжила в интервью «К».

— Елена Викторовна, переход субъектов от дорогих банковских и бесплатных минфиновских кредитов на рынок публичного долга — один из аспектов принятой в прошлом году трехлетней стратегии развития Центробанка. А насколько активны сегодня заемщики в этом сегменте?

— Действительно, Банк России определил задачу развития финансовых рынков как одну из приоритетных. При этом активный выход компаний и частных инвесторов на рынок ценных бумаг поможет более сбалансированно перераспределить ресурсы в экономике. И сегодня мы видим, что облигации как инструмент финансирования уже приобретают популярность: крупнейшие заемщики с положительной кредитной историей используют эту дополнительную возможность, расширяя круг инвесторов за счет средств пенсионных и страховых фондов, накоплений физических лиц. При этом банки высвобождают ресурсы — финансовые и организационные — для их использования в кредитовании малого и среднего бизнеса. Порядка 40 субъектов РФ и пяти муниципалитетов сегодня имеют облигации в обращении. Количество эмитентов в корпоративном секторе — в 10 раз больше.

— Кто вообще сегодня приходит на рынок облигаций?

— Основу рынка публичного долга составляют размещаемые на бирже корпоративные облигации крупных компаний. Наша задача — в качестве эмитентов больше вовлекать регионы, компании среднего размера, а также расширить круг инвесторов за счет средств пенсионных и страховых фондов, накоплений физических лиц.

— На практике люди больше интересуются депозитами, вложениями в золото, недвижимость, а фондовым рынком занимается очень узкая прослойка людей. В чем кроется причина?

— В настоящее время только 1/6 средств физических лиц инвестируется в ценные бумаги. Пожалуй, основная причина, по которой в России пока нельзя говорить о массовом выходе на фондовый рынок частных инвесторов, — это слабая информированность населения об этом инструменте. Мы понимаем, что для большинства россиян сегодня практически единственный известный вариант вложения своих средств — это банковский депозит. Но ставки по ним постепенно снижаются, и люди начинают задумываться о новых инструментах.

Многие инвестиционные продукты, которые предлагаются гражданам сегодня, вызывают множество вопросов. Например, инструменты «Форекс», структурные продукты или бинарные опционы — разобраться в нюансах использования этих инструментов может не каждый профессионал, не говоря уж о неквалифицированных инвесторах. Естественно, не понимая механики, сложно и принимать решения, позволяющие сохранить свои сбережения.

Поэтому лучше, чтобы люди использовали более понятные и менее рисковые инструменты, которые тем не менее позволяют получить более высокий, чем на банковском вкладе, доход. Облигации — инструмент, дающий возможность распределить свои инвестиции и получать стабильный доход с приемлемым уровнем риска. Они могут заинтересовать граждан, у которых в распоряжении есть сумма денег, которую они не планируют тратить в ближайшее время и готовы ее инвестировать в инструмент с хорошей доходностью.

— Если говорить об эмитентах: здесь ситуация похожа? Или компании знают все об облигациях, но не хотят их использовать по каким-то внутренним причинам?

— Зачастую главная проблема эмитентов — ментальная, всегда трудно сделать первый шаг. Но надо ломать стереотипы. Одно из заблуждений, что на этот рынок стоит выходить, только если нужны огромные суммы, от 3–5 млрд рублей. Но сегодня мы видим, что рынок облигаций меняется и становится более гибким, отвечая потребностям участников. Например, в прошлом году впервые сумма займа одной из российских компаний составила всего 30 млн рублей. В этом году был размещен выпуск облигаций на 20 млн рублей.

— Выход на рынок облигаций — это все-таки прерогатива крупных компаний. То есть малый и средний бизнес остается не у дел?

— Конечно, этот инструмент более актуален для крупного бизнеса, но развитие рынка в целом принесет пользу также среднему и малому бизнесу. Если крупные предприятия уйдут из банков на публичный рынок, то у кредитных организаций будет стимул кредитовать малый и средний бизнес. Сегодня банку гораздо выгоднее и проще выдать один большой кредит одному большому и надежному заемщику, а возиться с каждым мелким клиентом — неинтересно. Мы хотим изменить эту ситуацию в пользу малого и среднего бизнеса.

— Сама процедура выпуска облигаций затруднений не вызывает?

— Банк России продолжает совершенствовать процедуру выпуска облигаций, делая ее проще и удобнее. Уже сегодня можно зарегистрировать программу облигаций на общую стоимость нескольких планируемых выпусков и занимать постепенно, отдельными выпусками, необходимую на данный момент времени сумму в зависимости от потребностей бизнеса и ситуации на рынке. Срок регистрации отдельного выпуска сокращается, и, кроме того, в ближайшем будущем подачу документов на регистрацию выпуска можно будет сделать в электронном виде.

— В последнее время управляющие много говорили об ожиданиях притока на долговой рынок инвестиций со стороны розницы, в том числе в связи с освобождением граждан от уплаты налога на доходы физлиц (НДФЛ) с купонного дохода по корпоративным облигациям, выпущенным в 2017–2020 гг. Отмечаете ли вы такую тенденцию?

— Как вы правильно отметили: с 1 января 2018 г. для граждан купонный доход по российским облигациям, выпущенным с 1 января 2017 г. до 31 декабря 2020 г., не будет облагаться подоходным налогом. Этот шаг должен сделать облигации привлекательным инвестиционным инструментом, и мы ожидаем, что количество частных инвесторов в России значительно увеличится.

При этом инвесторам важно помнить, что, в отличие от банковского вклада, средства, вложенные в облигации, не застрахованы государством, поэтому необходимо тщательно изучить и оценить надежность компании, выпускающей облигации, ее кредитную историю и репутацию, уточнить уровень ее кредитного рейтинга, а также проверить надежность компании-посредника, брокера или банка, через которых планируете покупать облигации. Кроме этого, необходимо ознакомиться со всеми комиссиями, которые нужно будет уплатить посреднику за открытие и обслуживание счета (так называемую стоимость входа и выхода из ценной бумаги), а также за операции с облигациями (включая комиссию за хранение ценных бумаг).

Только собрав всю информацию, можно принимать решение о покупке облигаций, и помните, что там, где существует возможность получить доход, там существует и риск, и чем выше доход, тем больше риск. В этой связи необходима диверсификация портфеля вложений с учетом сопоставления уровней «риск — доходность» и составление собственного портфеля ценных бумаг из низкорисковых облигаций (таких как облигации государственного займа (ОФЗ, облигации субъектов Федерации) и более рисковых ценных бумаг, соответствующих «аппетиту к риску» каждого отдельного инвестора.

— Сегодня появляется все больше новых инструментов, в частности, летом 2016 г. стартовал новый финансовый инструмент — коммерческие облигации. Насколько популярны они сегодня?

— Коммерческие облигации — это некий аналог еврокоммерческих бумаг (eurocommercial papers, или ECP) по российскому праву: они размещаются по закрытой подписке и без залогового обеспечения в рамках упрощенной процедуры эмиссии (без проспекта облигаций и с облегченным раскрытием информации) в документарной форме на предъявителя с обязательным централизованным хранением.

Данный инструмент многогранен по своей природе. Он будет интересен и для новых, ранее неизвестных облигационному рынку имен, внутренняя организационная структура которых еще не готова для полноценного выхода на публичный рынок, и для малых и средних предприятий, которым нести расходы на организацию рыночного размещения невыгодно с точки зрения небольшого объема выпуска, и для действующих российских эмитентов, уже имеющих программы облигаций в обращении. Кроме того, упрощается переуступка прав требования, что выгодно для внутригрупповых сделок. Крупным компаниям реального сектора привлечение средств с помощью коммерческих облигаций будет выгодно, когда свободных лимитов на облигации нескольких инвесторов будет достаточно для закрытия непубличной клубной сделки на пополнение оборотного капитала или реструктуризации кредитного портфеля. Это позволит сэкономить на временных и финансовых издержках по сравнению с организацией и размещением биржевого выпуска облигаций.

В долгосрочной перспективе коммерческие облигации могут заменить до половины вексельного рынка и нерыночных выпусков облигаций, размещаемых по открытой подписке на биржевом рынке, а также значительную часть необеспеченных кредитных линий. Кроме того, в настоящее время прорабатывается возможность выпуска облигаций институтами развития в целях финансирования региональных инвестиционных проектов.

— Какие глобальные факторы, а также локальные российские, будут оказывать влияние на доходность российских облигаций в ближайшее время?

— Доходность по облигациям зависит от многих факторов, в т. ч. как от макроэкономических показателей (ключевая ставка, уровень инфляции и т. п.), так и показателей деятельности конкретного эмитента (финансовая нагрузка, выручка, рейтинги, публичность и т. п.). На наш взгляд, облигации могут и должны конкурировать с банковскими вкладами по доходности и надежности.

Игорь ДМИТРИЕВ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ