2016-09-06T11:44:11+10:00 2016-09-06T11:44:11+10:00

Сергей Ходов: «Период кризиса провели в строительстве»

Глава логистического проекта о конкуренции, законе Мерфи и резидентстве СпВ

Из личного архива героя публикации |  «Период кризиса провели в строительстве»
Из личного архива героя публикации
Анкета
Сергей Ходов, руководитель проекта ТЛК «Юнион» (ООО «Авеста»), 33 года.
Родился в г. Владивостоке. Обладатель трех красных дипломов о высшем образовании:  МГУ им. адм. Г. И. Невельского по специальности «управление морскими портами», ДВИСТ (ТГЭУ) по специальности «финансы и кредит», а также Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) по специальности «менеджмент организации».
Работал в сфере логистики на различных позициях, возглавлял компанию, связанную с таможенным оформлением. С 2012 г. руководит проектом ГК «Юнион».

Сергей Ходов молод, но зрел эмоционально и мировоззренчески воспринимает новые тенденции транспортно-логистического комплекса. Наверное, поэтому он так оптимистичен, даже когда говорит о проблемах и потерях. 

- Сергей Сергеевич, как вы считаете, рыночная конъюнктура благоволит транспортно-логистическим хабам? 

- В последнее время активно развиваются контейнерные перевозки, перевозки генеральных грузов. Проблема Владивостока - железнодорожная портовая инфраструктура, которая, будучи зажатой городской застройкой, не справляется с объемами грузопотока, а расширяться ей некуда. Поэтому развитие получили проекты сухих портов в Уссурийске, Владивостоке, чья задача - разгрузить город. Если говорить о проекте ГК «Юнион», то первые три года его реализации мы занимались проектированием, расчетами, работой с банками, и вот, практически за полтора года, построили первый объект. То есть период кризиса провели в строительстве и надеемся, что начнем работать в подходящий момент, когда экономика пойдет в гору.

- Кризис сильно задел рынок грузоперевозок?

- Логистика - это такая сфера, которая в первую очередь зависит от спроса на товары, то есть от нашего с вами кошелька. Если экономическая ситуация нестабильная, спрос падает - везти нечего, и, соответственно, возникает определенный провал. Как только ситуация стабилизируется, люди снова тратят деньги, товар отправляется от поставщика к покупателю – вся цепочка от транспортной логистики до таможенных услуг начинает работать. Этот рынок, как и многие другие, очень сильно зависит от курса валют. Раньше основное направление в нашем регионе было связано с импортом. Но валюта стала дорогой, поднялись цены на товары, люди долго привыкали к этому, и те компании, которые занимались куплей-продажей, сбавили обороты, потому что никто не мог сказать, какой завтра будет курсовая разница: ты мог закупить товар по одной цене и «пролететь», пока он дойдет до таможни.

Сегодня, как вы знаете, у нас тренд на импортозамещение, и рынок перестраивается в связи с новыми реалиями. Везли товар «оттуда», теперь везем «туда». Будет совсем хорошо, когда начнем везти по обоим направлениям. Не забывайте, что мы живем в месте, тесно связанном с логистикой, транспортом, таможней. Значит, автомобильные и судоходные компании всегда найдут себе работу.

- Тем не менее конкурентное поле достаточно мало?

- Сегодня всех наших партнеров можно перечесть по пальцам одной руки. Низкая плотность населения означает низкую покупательную способность. Из-за этого, например, в регион не заходит крупный ретейл, который ориентируется на несколько факторов, важнейший из которых - логистическая инфраструктура. А с ней на Дальнем Востоке проблемы. Нет складов, нет подвижных путей, автодорог нужной пропускной способности. Нам бы чуть больше населения, и все заработало бы, заиграло другими красками.

- Вы упомянули складские мощности. Когда «Юнион» начнет строительство «десятитысячника», заявленного в проекте?

- Как только будет подписан договор с нашим финским партнером – компанией Itella – заказчиком первого склада площадью 10 тыс. м2. Это один из крупнейших игроков на мировом рынке складской логистики. Предоставленной площадью Itella будет распоряжаться самостоятельно, а «Юнион» выступит ее партнером по контейнерному терминалу. 

- Насколько применим к вам закон Мерфи, согласно которому все получается дольше и дороже, чем планировалось изначально?

- Нужно уметь планировать. Этот закон действует, однако он нас не останавливает. Что-то получается быстрее, что-то - дольше. Но среднеарифметическая уравновешивает все расхождения в затратах и графике.

- Вы – один из первых резидентов свободного порта Владивосток. Как оцениваете ситуацию вокруг нормативно-правовой базы для СПВ?

- «Корпорация по развитию Дальнего Востока» работает отлично, это настоящие специалисты своего дела. Но, к сожалению, они ограничены в полномочиях. Свободный порт столкнулся с бюрократическими барьерами, и, я считаю, в сегодняшней ситуации нужно немного подождать. Двух лет не прошло с того момента, как президентом была озвучена сама идея СПВ, которую лично я оцениваю очень высоко. Что-то не успели к означенным срокам – успеют к скорректированным в соответствии с экономико-политическими реалиями,  законы доработают.

- Когда-то вы руководили компанией, связанной с таможенным оформлением. Можете как эксперт оценить, почему у СПВ столько проблем в области таможенного регулирования?

- На самом деле проблема не в таможне, а в законе. Таможня - тот орган, который исполняет закон – в том виде, в каком его написали. Предписано обнести территорию забором – значит, надо обносить. Поэтому давайте включать обратную связь: если нас, резидентов, что-то не устраивает, решать проблемы надо сообща. К сожалению, открытый порт Владивосток, как мы шутим, грозит стать еще более закрытым, чем был. На данный момент таможенные преференции не работают, их просто нет.

- Вы, кстати, уже воспользовались преимуществами резидентства?

- Мы первые получили дополнительный земельный участок в рамках закона об СПВ. Без процедуры торгов. Никаких сложностей при этом не возникло. Получили статус, получили землю, получаем налоговые преференции. Но я скажу, что бизнес-план нашего проекта был составлен еще до предполагаемого резидентства. Благодаря особому режиму наши показатели просто улучшатся. Сейчас действует много дополнительных механизмов поддержки бизнеса, о которых нужно знать и которыми нужно активно пользоваться.

- Достаточно ли власти страны делают для развития частного российского бизнеса? Что бы вы сделали иначе?

- Могу сказать относительно нашего региона: полагаю, что делается более чем достаточно. Прежде всего, для частного бизнеса открываются новые возможности в связи с СПВ и «дальневосточным гектаром». Главное – увидеть эти возможности и приложить все усилия для их реализации, что мы и делаем. Наша компания по мере сил как раз и развивает частный российский бизнес. Полагаю, что надо качественно и ответственно выполнять свою работу, а не концентрироваться на критике – это тупиковый путь. Как правило, у власти советчиков хватает, мне кажется, что гораздо эффективнее на практике подтверждать свои компетенции и верность избранной стратегии. Тогда твои усилия имеют шанс стать примером для изменения общей ситуации в том сегменте, на который они имеют влияние.

- Как вы полагаете, в будущем роль Владивостока как дистрибуторского центра может повыситься? Что надо для этого сделать?

- Безусловно, у Владивостока есть все шансы для этого. Выше я уже отметил стратегическую важность и глобальное значение принятых законов, касающихся Дальнего Востока в целом и Приморья в частности. Кроме того, Владивосток стал площадкой проведения Восточного экономического форума - это все должно сопутствовать мощному развитию региона. Но для укрепления статуса города как регионального центра необходимо срочно и эффективно решать проблему формирования привлекательных условий для притока населения, что подразумевает создание новых рабочих мест.

- Россия - страна сырьевая, мы экспортируем сырье в открытых вагонах и импортируем товары высокой переработки в контейнерах. Что это значит для логистики?

- Для логистики совершенно неважно, какой род груза и по какому направлению перемещать. Ведь это наша работа. Но в последнее время общая тенденция в перевозках идет к генеральным грузам и перевозке в контейнерах. Я не открою большого секрета в том, что уже давно навалочный груз перемещается в обычных контейнерах, наливной и газообразный – в танк-контейнерах. Так проще, удобнее, быстрее, а груз остается более сохранным.

- Многие считают, что кризис – это время хороших возможностей: можно приобрести качественные активы по хорошей цене. Вы с этим согласны?

- Качественные активы по хорошей цене можно приобрести у тех, кто, к сожалению, не смог справиться с кризисом. Если это считать за возможность - то да. Но я бы предпочел все-таки победу в честной борьбе, за счет своих преимуществ, а не за счет более слабого соперника. 

- Чего в первую очередь не хватает рынку транспортно-логистических услуг для интенсивного развития здесь и сейчас?

- Стабильности. Нужно, чтобы стабилизировался курс валют, причем не так важно, будет ли он 40 рублей за доллар или 100. Главное, чтобы эти цифры держались на одной шкале. Когда все привыкнут и перестанут ждать курсовых перепадов, рынок оживится.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ