2008-11-11T15:30:00+10:00 2008-11-11T15:30:00+10:00

Павел Гетман: «Чистота зависит не от формата, а от политики конкрентного предприятия»

Директор рынков о законах, людях и будущем

Ольга Великанова |  «Чистота зависит не от формата, а от политики конкрентного предприятия»
Ольга Великанова
Анкета
Павел Гетман, 32 года, директор рынков «Строитель» (на стадионе «Строитель») и «Березка» (Вторая Речка) во Владивостоке.
Родился в г. Коркино Челябинской области. С 1994 по 1996 гг. служил в морской пехоте во Владивостоке, в 1995 г. добровольцем отправился воевать в Чечню.
Вернувшись во Владивосток, занимался оптовой торговлей мороженым, с 2002 г. руководит рынками.
Женат, воспитывает дочь.

Разговоры о том, что рыночная торговля должна уступить место более современным форматам, звучат все чаще. Но Павел Гетман уверен: рынки должны остаться, правда, для этого им необходимо менять и форму, и содержание.

— Павел Николаевич, на данный момент в Приморье немного цивилизованных рынков...

— Согласен. Однако ситуация будет меняться. Нарекания вызывают контейнерные рынки — они действительно изжили себя и к 2010 году должны исчезнуть. После принятия 271-го закона, который обязывает все рынки перейти в капитальные строения, предприятия будут вынуждены выполнить это требование либо закрыться. Но я не думаю, что этот формат торговли прекратит существование, у него есть и перспективы для развития, и свой покупатель.

На мой взгляд, рынок — это не только бизнес, но и социальный объект. Ведь в основном здесь совершают покупки люди с невысокими доходами.

— Если все перейдут «под крышу», вырастут расходы, а значит, и цены.

— Необязательно делать огромные вложения «на века». Вполне можно обойтись легкими конструкциями, которые не требуют больших затрат. Все равно через лет 5—10 понадобятся изменения, ведь формат устареет. Переход к капитальным строениям — необходимый этап развития, и я такой шаг только приветствую. Однако, чтобы инвестировать в бизнес, предприниматель должен быть уверен в стабильности, а в России с этим делом непросто, сами знаете. Яркий пример — та же налоговая система, в которой постоянно происходят изменения, и не всегда в пользу бизнеса.

Рыночный организм

— Вы были в числе предпринимателей, обратившихся в Думу Владивостока с просьбой снизить налоговое бремя. О чем шла речь?

— На одном из заседаний обсуждалось значение коэффициента К2 для расчета ЕНВД в отношении оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговли сети.

Изначально предлагалось ввести повышающий коэффициент — 1. Когда я посчитал базовую доходность рынка и прикинул, сколько в таком случае составят налоговые отчисления, стало ясно: чтобы сохранить сегодняшнюю рентабельность, мне придется поднять арендную плату более чем втрое. Цены, соответственно, тоже вырастут. Я вошел в рабочую группу по рассмотрению этого вопроса, в итоге мы отстояли коэффициент 0,5.

— Рынки, на ваш взгляд, можно назвать прототипом дискаунтеров?

— В какой-то степени. Главное отличие рынков в том, что здесь совершаются ежедневные покупки, в любых количествах, в том числе поштучно. Дискаунтер же подразумевает, что люди приезжают туда закупаться на несколько недель. Что-то вроде мелкооптового магазина. Думаю, для такого формата Владивосток не вполне созрел. Еще не сформировалась окончательно целевая аудитория: это должны быть семьи, строго планирующие свои расходы, регулярно выделяющие определенные суммы на подобные покупки. Такие люди есть, но их еще недостаточно.

Наше сходство с дискаунтерами в ценовой политике. Не так давно в некоторых магазинах мы ограничили торговую наценку до 10%. Теперь они зарабатывают не на марже, а на обороте.

— Такие ограничения не вызвали недовольство арендаторов?

— Это уже задача руководства — подобрать состав арендаторов, готовый работать с учетом стратегии предприятия в целом. Рынок должен функционировать как единый организм, а не просто торговая площадь, разбитая на квадратные метры. К выбору арендаторов подходим тщательно: оцениваем не только их платежеспособность, но и другие сильные и слабые стороны, в том числе и готовность искать общие пути для развития, работать командой. Это, конечно, нелегко. Ведь отдельные магазины в рамках рынка тоже, по сути, конкурируют между собой.

Борьба с ментальностью

— Актуальна проблема соблюдения санитарных норм на рынках.

— Часто подобное мнение формируют супермаркеты, у которых мы отнимаем немалую долю потенциальных покупателей. А кто сказал, что в супермаркетах антисанитарии нет? Вы же не видите, в каких условиях упаковывается товар, как выглядят цеха по приготовлению тех же салатов. Чистота зависит не от формата, а от политики конкрентного предприятия и людей, его возглавляющих. Соблюдать чистоту должны продавцы и владельцы торговых точек, а мотивировать их на это — руководство рынка. Многое зависит от менталитета того же продавца: понимает ли он, что руки нужно мыть регулярно, ведь он с продуктами работает?

— Ваша борьба с супермаркетами ведется на равных?

— Борьбы нет, существует здоровая конкуренция. Какие-то преимущества есть у них, но и мы не стоим на месте. Тот же ассортимент мы можем формировать более гибко. Если в супермаркете закупочная политика диктуется одним-двумя товароведами, то у нас каждый владелец торговой точки имеет возможность по-своему выстраивать работу с ассортиментом. Не забывайте и об одном из основных предназначений рынков — представлять фермерскую продукцию. Мы, например, создали закупочный кооператив: теперь продаем и овощи, и молочную продукцию местных производителей. Натуральное молоко, согласитесь, в магазинах найти трудно.

— Фермеры жалуются, что тяжело найти общий язык с торговлей.

— Задача фермера — произвести, а заниматься сбытом должна отдельная структура. Если хозяйства самостоятельно будут доставлять продукцию, продавать ее, они не смогут должное внимание уделять производству.

Супермаркеты привыкли, что им все доставляется оптовиками, фермер же не будет по тридцать литров молока в магазин возить. Закупочный кооператив собирает от каждого хозяйства по тридцать литров и, получая достойные объемы, имеет возможность заниматься реализацией. Такой формат отношений и фермеров стимулирует развивать производство: они видят, что есть перспективы для сбыта и постепенно увеличивают свои объемы.

— Во Владивостоке первым преобразился первореченский рынок. Вы на него равняетесь?

— На данный момент это действительно лучший рынок в городе, им удалось много достичь. Первореченский рынок выступает примером для нас и других предприятий. За последнее время нам многого удалось добиться, но еще есть куда расти.

Зачем искать виноватого?

— Большинство владельцев и руководителей рынков не публичные люди, вы же принимаете активное участие в общественной жизни, обсуждении законов. Зачем?

— Я в душе общественник, являюсь одним из организаторов военно-патриотического движения, стал членом лиги предпринимателей Приморья. Включаясь в обсуждение законов, я же, по сути, отстаиваю и свои интересы как бизнесмена, а если есть такая возможность, то зачем молчать? Отстраняясь от решения вопросов, которые касаются твоего бизнеса, ты позволяешь другим делать это за тебя.

Что касается закрытости нашего бизнеса, то это, скорее, стереотип. У многих обывателей рынки до сих пор ассоциируются с тем, что они представляли собой еще в начале 90-х: некая бандитская среда. Ситуация давно изменились: сейчас пришло время прогрессивных управленцев, коммерсантов, знающих свое дело. А тогда арендаторами были люди, далекие от торговли. Помню, когда демонтировали один из контейнерных рынков, выяснилось, что их товарные запасы в три раза меньше их долгов.

— Вы в депутаты не собираетесь?

— Я баллотировался в Думу Лесозаводска, но не прошел. Восприятие у населения было такое: он из Владивостока, не местный, будет здесь свои порядки устанавливать. В результате прошел уроженец города, пожилой ветеран. При всем уважении к его заслугам думаю, у власти должны стоять молодые, которые действительно хотят и могут что-то сделать. В общем, я не отрицаю своих стремлений.

— Владивосток сегодня далеко не в лучшем состоянии. Это результат бездействия властей?

— Не понимаю русскую привычку искать виноватого, а не выяснять истинные причины происходящего. Начинать нужно с себя. Как минимум, в свой двор мусором не захламлять. Наша ветеранская организация вместе с военно-патриотическим движением не так давно памятник возле «Иллюзиона» и окружающую территорию приводили в порядок — тут же после сеанса из дверей кинотеатра выходят зрители и бросают мусор на землю... Свое отношение к городу нужно менять, а многие до сих пор воспринимают его с позиции временщиков.

Блиц

— Ваш жизненный принцип...

— «Держать строй». Если в команде все друг за друга — успех гарантирован.

— Увлечения...

— Третий год занимаюсь аргентинским танго. Недавно увлекся стендовой стрельбой.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ