2009-01-27T15:30:00+10:00 2009-01-27T15:30:00+10:00

Константин Обновленный: «Коммерсанты боятся вкладывать деньги в социалку»

Глава основного спонсора ледовой арены о бюрократии, развитии комплекса и инвестициях

Из личного архива героя публикации |  «Коммерсанты боятся вкладывать деньги в социалку»
Из личного архива героя публикации

Константин Обновленный cам на коньках не катается. Он руководит фирмой, вложившей 90 млн руб. в строительство первого частного крытого катка во Владивостоке.

— Константин Александрович, не проще было построить торговый центр и сдавать площади в аренду?

— Конечно, второй вариант выглядит привлекательнее! Но мое решение открыть каток было продиктовано не только коммерческими, но и личными интересами. Мой сын с пяти лет занимается хоккеем, и мы столкнулись со следующим парадоксом: как только наступает апрель, ребятам просто негде тренироваться, они играют в хоккей буквально на асфальте. Во Владивостоке нет ни одной площадки с искусственным льдом, тогда как молодежных команд различного уровня на сегодняшней день уже шестнадцать. Я решил, что стоит попытаться занять абсолютно свободную нишу.

Дорогой лед

— На что ориентировались при создании проекта?

— Мы с главным тренером детской хоккейной команды решили посетить Москву и США, посмотреть, насколько развито данное направление там. Во Владивосток вернулись уже со сформированным проектом. Начать строительство не позволяло только отсутствие подходящего участка земли. Обратились в администрацию Владивостока с предложением отдать в аренду существующую хоккейную коробку, но пришел официальный отказ. Тогда отправили запрос в краевую администрацию, где нам помогли найти земельный участок и оформить на него договор аренды, а также провести электрические сети. Единственное, что посоветовали власти, отказаться от пластикового льда и сделать искусственное ледовое покрытие.

— В связи с этим увеличивалась сумма первоначальных инвестиций?

— Наши вложения в проект составили 90 миллионов рублей. Искусственное оледенение было и остается одной из основных статей расходов. Прежде всего, из-за существенных затрат на электроэнергию для поддержания покрытия. Пиковая нагрузка — 600 кВт в час на комплекс. Постоянно работают 4 компрессора, которые поддерживают температуру льда от минус четырех до минус семи градусов. Больших затрат требует осушка воздуха и отопление всего комплекса.

— Кредитные средства привлекали?

— Пытался. На проектном этапе обратился в четыре банка и две лизинговых компании, везде получил отказ по причине низкой ликвидности специальной техники и оборудования.

Страх коммерсантов

— Вы просчитывали рентабельность этого бизнеса, прежде чем реализовать проект?

— На тот момент мы даже не задумывались над вопросом доходности, просто были уверены, что крытый каток во Владивостоке — это беспроигрышный вариант. Кстати, на тот момент в Москве функционировало 12 подобных спортивных учреждений, и ни одно не пустовало. На сегодняшний день время работы нашего катка расписано с 6 утра до 2 часов ночи.

— Почему до вас никто не решился вложиться в подобный бизнес?

— Данный бизнес имеет социальную направленность, а в социалку коммерсанты боятся вкладывать деньги. Здесь сроки окупаемости гораздо дольше, чем у торговых центров.

— Сезонность влияет на посещаемость катка?

— Пока рано об этом судить. Мы работаем только с прошлого лета. Хотя в это время каток не пустовал.

— Зимой открытые катки составляют вам конкуренцию?

— В первые две недели зимнего сезона мы ощутили снижение проходимости практически в два с половиной раза. Но вскоре все клиенты вернулись обратно к нам.

— С чем вы это связываете?

— С отсутствием сервиса на открытых катках: плохой лед, скудное освещение, холодные раздевалки, а также определенный контингент в виде маргинальных личностей с пивом в руках.

— Кризис отразился на вашем бизнесе?

— У нас уже сложился определенный круг людей, которые ценят качество льда и уровень сервиса. Вот на них мы и рассчитываем. Для них сто рублей в час — не та сумма, которую стоит экономить. Эти люди как отдыхали, так и будут отдыхать.

— Дефицита тренеров не ощущаете?

— Наоборот, наблюдаем их избыток. Мы вынуждены отказывать некоторым тренерам, потому что на всех льда не хватает. Опять же настоящих профессионалов немного. На сегодняшний день родители, чьи дети занимаются фигурным катанием, начали разбираться, какие достижения и ученики есть у того или иного тренера. Мы прислушиваемся к их пожеланиям, ведем переговоры по приглашению на работу тренеров из Хабаровска и Москвы.

— Планируете дальнейшее развитие инфраструктуры катка, например, создание условий для других видов отдыха?

— Мы собираемся немного расширить каток и открыть дополнительные секции по шорт-треку и керлингу. Инфраструктура, конечно, важна, но все упирается в землю. С трудом смогли выделить площадь для парковки, понимая, насколько она необходима. Сейчас при катке работает кафе, на что-то большее, к сожалению, не хватает квадратов.

— Значит, о спортивно-развлекательном комплексе и думать нечего?

— У нас есть такие планы, но не в отношении работающего катка. Сейчас работаем над проектом по созданию комплекса семейного отдыха в районе бухты Шамора, основой которого станет крытый аквапарк, также проект предусматривает открытые и закрытые теннисные корты, беговые дорожки, шале и многое другое. Кроме того, хотим открыть еще один крытый каток в районе Чуркина, но для этого нужны административные рычаги, позволяющие решить вопрос с землей и электрическими сетями.

Клондайк для бизнеса

— С какими трудностями столкнулись за время работы катка?

— С менталитетом наших граждан. Едва ли не каждому приходится объяснять, почему при входе в комплекс необходимо покупать бахилы или почему по ковровому покрытию запрещено ходить в коньках без специальной защиты. А еще мне очень сложно понять, почему кто-то постоянно хочет испортить раздевалку или душевую кабину.

— Как оцениваете инфраструктуру для спорта и отдыха в Приморье?

— Нельзя оценивать то, чего нет. Например, большинство горнолыжных трасс в Приморском крае — это вчерашний день. Поверьте, ни на одной горнолыжной базе за рубежом давно не используют бугельные подъемники. А наши бизнесмены их почему-то устанавливают и считают верхом совершенства.

Из «широкого спектра услуг» наши туристические базы могут предложить либо номер эконом-варианта (две кровати, тумбочка, холодильник и удобства, при хорошем стечении обстоятельств, на этаже). Либо столь полюбившееся русскому человеку слово «люкс»: в нашем случае это, помимо вышеперечисленного, телевизор, стулья, а также туалетная комната в номере.

— Что мешает этому рынку качественно расти?

— Отсутствие конкуренции — главный бич местного бизнеса. Для тех, кто сможет организовать этот бизнес на мировом уровне, эта ниша просто Клондайк. Пока же все действуют по принципу: зачем делать прочные сети, если рыба и так косяком идет. Большинство не задумываются над тем, что любой бизнес нужно развивать, вкладывать в новые технологии, сервис, дополнительные услуги.

Лестница жизни

— Каток — ваш первый опыт в качестве предпринимателя?

— До этого я занимался утилизацией старых покрышек. Однако сейчас прекратил эту деятельность. Наша жизнь — это восхождение по лестнице: для каждого возраста своя ступень. Если в 30 лет еще приемлемо заниматься шинами, то в 40 это, на мой взгляд, не солидно.

— Вы сами катаетесь?

— Я как сапожник без сапог. Сын катается за двоих. Он достиг больших результатов в хоккее. Сейчас он — вратарь команды «Тигры», был лучшим вратарем по итогам прошлого года.

БЛИЦ

— Любимый вид зимнего спорта?

— Смотреть люблю хоккей, а заниматься — горными лыжами.

— Где проводите новогодние каникулы?

— В Японии.

— Лучший подарок?

— Когда не нужно изображать, что он тебе необходим.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ