2019-03-07T11:21:02+10:00 2019-03-07T11:21:02+10:00

Он не вернулся: о самом знаменитом научно-исследовательском судне СССР

В этом году самое знаменитое научно-исследовательское судно XX века «Витязь» празднует сразу четырехкратный юбилей: 80-летие спуска на воду, 70-летие выхода в первый научный рейс, 40-летие «выхода на пенсию» и 25-летие швартовки у музейного причала.

От «Марса»» к «Витязю»

Теплоход «Марс» был построен в 1939 г. в Германии по заказу судоходной компании «Нептун» в качестве грузопассажирского судна. Один из пассажиров того времени так описывал «Марс»: «Это было необычайно красивое судно. Окрашенное в кремовый цвет, изящной формы, с прекрасными стройными линиями, оно больше походило на яхту».

«Марс» принадлежал к категории высокого класса. Грузовое судно предназначалось для 38 членов экипажа и 12 пассажиров. Прекрасные, обитые деревом каюты были выдержаны в стиле подражания средневековым жилым комнатам.

После Второй мировой войны «Марс» стал трофеем и был передан союзниками СССР в качестве репарации. Судно передали в Институт океанологии, где оно получило имя старого русского корвета, на котором плавал Н. Миклухо-Маклай, — «Витязь». После переоборудования 1 апреля 1949 г. «Витязь» отправили во Владивосток.

В первом рейсе «Витязя» на Дальнем Востоке, а проходил он в 1949 г. в Охотском море, принимал участие патриарх российских ихтиологов П. Ю. Шмидт, которому тогда было уже 77 лет. Он только что закончил книгу «Рыбы Охотского моря», в которую вошли, в частности, итоги исследований тихоокеанской комплексной экспедиции начала 30-х годов. Как вспоминал другой крупный ленинградский ихтиолог А. Н. Световидов, собираясь в экспедицию на «Витязе», Шмидт и книгу о рыбах Охотского моря, и предстоящее плавание в этом море назвал своей лебединой песней. Так оно и вышло: вернувшись из экспедиции, Петр Юрьевич, не заходя домой, направился в Зоологический институт, перешагнув порог которого, упал и вскоре скончался.

За время своего тихоокеанского базирования «Витязь» провел 65 экспедиций, прошел более 800 тыс. морских миль, открыл 7943 научные станции. Им было описано 1176 новых видов животных и растений. В области ихтиологии были получены новые материалы по районам обитания промысловых рыб: хорошо знакомая сейчас сайра как промысловая рыба была впервые изучена именно на «Витязе».

Это время в мировой океанологии называют эпохой «Витязя». На картах появились новые географические названия подводных гор и глубоководных желобов. Только крупных открытий в Тихом и Индийском океанах было 27. В Марианской впадине «Витязем» была измерена наибольшая глубина — 11 022 м. Многие открытые «Витязем» подводные ландшафты получили впоследствии и имена первооткрывателей, например, хребет Богорова у побережья Приморского края.

Марианская впадина

«Витязь» исследовал Марианскую впадину в октябре 1957 г. во время своего 25-го рейса, руководителем которого был океанолог Алексей Добровольский.

Вот как вспоминал об этом событии один из его участников: «В лаборатории, где находятся эхолоты, не повернуться: всем хочется присутствовать при рождении открытия. Эхолот рисует крутой склон желоба. Линия глубины то исчезает, то появляется вновь. Все жадно смотрят на ленту: чем же закончится склон? Наконец ровная площадка — самая глубокая часть желоба. Звучит команда: «Стоп машина!» — и «Витязь» закачался на волнах; под его килем многокилометровая бездна. Начинается работа гидрологов: от показаний глубоководных термометров и определения содержания солей на разных глубинах зависит, какие поправки будут введены к данным эхолота. Медленно текут часы ожидания. Приборы поднимаются на борт. Остается ждать совсем немного: «самая-самая» ли это глубина… Наконец все готово, все расчеты завершены. Есть новая, открытая «Витязем» максимальная глубина Мирового океана — 11 022 м!»

По бытующим представлениям, в связи с тем, что на глубине 8 тыс. м давление столба воды достигает 800 атмосфер, жизнь на этих глубинах считалась невозможной. «Витязь» опроверг это заблуждение. Используя тралы особой конструкции, с борта «Витязя» в нескольких его экспедициях ученые осуществили много тралений в глубоководных желобах Тихого океана, позволивших обнаружить живые существа на самых больших глубинах.

Когда на одном из международных зоологических конгрессов, состоявшемся в Лондоне, делегация советских ученых представила витязевскую коллекцию самых глубоководных обитателей океана, то она вызвала сенсацию куда большую, чем открытие «живых ископаемых» — целакантовых рыб.

Впоследствии исследования ученых подтвердили аксиому «Витязя» о повсеместном наличии жизни в океане. В 1960 г. было проведено погружение батискафа «Триест». Через час ученые американского научно-исследовательского судна «Гломар Челленджер» забеспокоились, что уникальная аппаратура, изготовленная из балок сверхпрочной титаново-кобальтовой стали в лаборатории НАСА, имеющая шарообразную конструкцию, так называемый еж диаметром около 9 м, может остаться в бездне навечно. Было принято решение поднять ее немедленно. «Ежа» извлекали из глубин более восьми часов. Как только он появился на поверхности, его немедленно положили на специальный плот. Телекамеру и эхолот подняли на палубу «Гломар Челленджера». Выяснилось, что прочнейшие стальные балки конструкции были деформированы, а стальной 20-сантиметровый трос, на котором ее опускали, оказался наполовину перепиленным. Кто пытался оставить «ежа» на глубине и зачем — абсолютная загадка. Подробности этого случая были опубликованы в 1996 г. в газете The New York Times.

Нечто подобное случилось позднее и с немецким научно-исследовательским аппаратом «Хайфиш» с экипажем на борту. Оказавшись на глубине 7 км, аппарат неожиданно отказался всплывать. Выясняя причину неполадок, гидронавты включили инфракрасную камеру. То, что они увидели в последующие несколько секунд, показалось им коллективной галлюцинацией: огромный доисторический ящер, впившись зубами в батискаф, пытался разгрызть его, как орех. Опомнившись, экипаж привел в действие устройство, именуемое «электрической пушкой». Чудовище, пораженное мощным разрядом, скрылось в бездне…

Он не вернулся

В экспедициях на «Витязе» работали ученые 50 научных институтов нашей страны и 20 стран мира. Судно участвовало в программе Международного геофизического года и других крупных международных проектах. Корабль принимали в 100 портах 49 стран мира. Гостями «Витязя» были президенты и премьер-министры, послы и деятели культуры, знаменитые ученые, такие как Тур Хейердал и Жак-Ив Кусто.

7 марта 1977 г. Владивосток прощался со своим любимым кораблем — «Витязь» под звуки оркестра вышел из бухты Золотой Рог в очередной, 61-й рейс и на Дальний Восток уже не вернулся. К тому времени на его борту уже имелось 12 лабораторий аэрометеорологического, океанографического, биологического и геолого-геофизического профилей.

Еще два года судно бороздило Атлантику, но годы взяли свое, и в 1979 г. судно было выведено из состава флота. Тогда же родилась идея сохранить «Витязь», сделав его музеем. Сначала предполагалось поставить его в Москве, к открытию московской Олимпиады-80. Однако провод «Витязя» в Москву по каналам представлялся слишком сложным мероприятием, и этот план был отвергнут. Обсуждалась кандидатура Ленинграда, попросили вернуть «Витязь» и дальневосточники. Но решено было поставить его в Калининграде.

После ремонта в 1994 г. «Витязь» встал у причала Музея мирового океана в самом центре Калининграда, где и стоит до сих пор, являясь одним из символов города.

Юрий УФИМЦЕВ, специально для «К»

 

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ