2019-03-04T06:03:31+10:00 2019-03-04T06:03:31+10:00

Как Камрань стала военной базой СССР

Результатом китайско-вьетнамской войны 1979 г. явилось окончательное согласие Вьетнама бесплатно предоставить СССР бывшую ВМБ США Камрань в качестве базы ТОФ на 25 лет. Четверть века судьба почти каждого приморского военного моряка была связана с этим местом.

В середине 1960-х годов в глубоководном заливе Камрань в Южном Вьетнаме американцы создали базу 7-го флота США и место базирования авиации. Здесь же они стали проводить первые опыты с дрессированными дельфинами, вооруженными взрывчаткой и баллонами с парализующим газом, для уничтожения кораблей и водолазов противника. С окончанием войны во Вьетнаме база перешла СРВ.

Хороший пункт

Правительство СССР давно хотело иметь военно-морскую базу на просторах юга Тихого океана и как потенциальное место рассматривало бывшую базу США Камрань. Однако вьетнамцы не спешили уступать ее русским.

В декабре 1978 г. представительная делегация офицеров ТОФ под руководством адмирала Козлова прибыла во Вьетнам. Главком ВМФ адмирал Горшков при инструктаже дал указание ознакомиться с тем, что осталось в Камрани после ухода оттуда американцев. Также нужно было выяснить отношение вьетнамского командования к возможности использования этого места для базирования кораблей боевой службы ТОФ.

База занимала большую территорию, и чтобы объехать ее, потребовалось около трех часов. Недалеко от базы еще валялись ржавые свидетели войны: сгоревший вертолет, остатки танка, торчала колючая проволока на полуразрушенных заборах… Судоремонтная мастерская, снабженная гидроподъемниками по 100 тонн, могла обслуживать крупные суда, а два бетонированных причала могли принимать корабли любого класса. Правда, один из них был серьезно поврежден взрывом в центральной части. Все объекты на побережье соединялись системой водоснабжения и энергоснабжения, также основательно поврежденной отступавшими американцами. Имелся аэродром с двумя взлетными полосами протяженностью более 3000 м. Одна полоса нуждалась в достройке — полностью разрушенным оказался командный пункт управления.

Из советского посольства адмирал Козлов связался с Москвой и доложил главкому, что после восстановительного ремонта в Камрани можно иметь хороший пункт материально-технического обеспечения наших кораблей (ПМТО). Тут же подготовили проект протокола и ряд справочных материалов для обсуждения с вьетнамским руководством. Только февральское наступление китайцев на Вьетнам ускорило процесс заключения договора. Наличие русской базы во Вьетнаме явилось бы мощным сдерживающим фактором для дальнейших попыток китайцев к вооруженным выступлениям.

Окончательные переговоры по созданию ПМТО и его совместному использованию, как и подписание двустороннего соглашения, были проведены в Ханое первым заместителем главкома ВМФ адмиралом флота Смирновым. Был заключен договор о бесплатной аренде на 25 лет, по которому разрешалось одновременное присутствие здесь десяти надводных кораблей, восьми подводных лодок с плавбазой и шести вспомогательных военно-морских судов.

От заправки до мониторинга

В мае 1979 г. советская субмарина впервые зашла в залив Камрань. Это была АПЛ «К-45». Российские подводники рассказывали потом, что чувствовали себя как в кипящей кастрюле. Увидев среди советских моряков узбека, вьетнамские пацанята стали бросаться в него камешками с криками «чина, чина!» («Китай, Китай!») — антикитайские настроения после недавних боев были очень сильны.

С сентября на аэродроме Дананг стали базироваться советские самолеты-разведчики. На базе соорудили хранилище на 7000 тонн горючего и 150 тонн боеприпасов. В декабре 1979 г. базу уже посетил главнокомандующий — адмирал флота СССР Горшков. В апреле 1980 г. на борту ПМ-156 на полуостров Камрань прибыл первый состав ПМТО в количестве 50 человек.

В течение пяти лет СССР сформировал в заливе Камрань крупнейшее соединение кораблей: если в 1979 г. там было восемь судов, то к концу 1983 г. — уже 22, включая четыре субмарины (атомные и дизельные) и шесть крупных надводных кораблей. С 1983?г. здесь стала базироваться 15-я оперативная эскадра Тихоокеанского флота. К 1984 г. до 24 советских кораблей находились постоянно в Камрани.

В апреле 1984 г. советское соединение, в составе которого были авианосный крейсер «Минск» и БДК «Иван Рогов», осуществило в ходе учения первую высадку советских десантников на вьетнамском побережье.

Вскоре с Вьетнамом был заключен контракт на строительство новых объектов базы в счет безвозмездной помощи СРВ. На это было задействовано 10 тыс. демобилизовавшихся стройбатовцев-контрактников. За период с 1984 г. по 1992 г. было построено около 30 объектов, в том числе станция слежения за спутниками. Аппаратура Камрани, обслуживаемая 40 специалистами, не только отслеживала спутники, но и идеально справлялась с мониторингом острова Хайнань, имевшим свою базу радиоперехвата.

Камрань стала крупнейшей военной базой СССР за рубежом. Советские военные корабли, совершавшие океанские походы (в том числе в Индийский океан и в зону Персидского залива), заправлялись на ней топливом, пополняли запасы, проходили ремонт. На базе размещался Отдельный смешанный авиационный полк, в состав которого входили четыре самолета Ту-95, четыре Ту-142, эскадрилья Ту-16 различных модификаций (порядка 20 единиц), эскадрилья МиГ-25 (порядка 15 единиц), два транспортных самолета типа Ан-24 и три вертолета Ми-8. Кроме этого, к полку была приписана база противолодочного и ракетного вооружения и ТЭЧ (технико-эксплуатационная часть). Одного обслуживающего персонала на базе насчитывалось более 3 тыс. человек.

Конец базы

В конце 1980-х годов началось сокращение советского военного присутствия на базе. К началу 1990 г. на аэродроме Камрань остается только авиаотряд переменного состава из шести самолетов, а большая часть причального флота и портовых сооружений переходит в постоянное пользование вьетнамской стороны. Сокращается персонал, аэродром по колено покрывается травой.

Дисциплина на базе падает. В 1995 г. именно благодаря перехваченной центром в Камрани информации были раскрыты операции по транспортировке наркотиков, осуществляемые бывшими сотрудниками российских спецслужб. Сотни килограммов марихуаны изымают на пришедшем из Камрани во Владивосток госпитальном судне «Иртыш»…

12 декабря 1995 г. при заходе на посадку в аэропорту Камрани погибли три из пяти истребителей Су-27 эскадрильи «Русские витязи», возвращавшиеся в Россию с аэрошоу в Малайзии (в Москве решили дозаправить эскадрилью в Камрани из соображений экономии). Разбор полетов потом показал, что радиолокационный пункт в Камрани «витязей» не вел, и необходимый при приземлении маневр на свой страх и риск осуществлял командир группы, находившийся в Ил-76.

Все это начало раздражать вьетнамцев, которым такая база, которая не пугала китайцев, была не нужна. В 1998 г. Ханой напомнил Москве о том, что срок аренды базы истекает в 2004 г., и предложил продлить ее с ежегодной арендной платой в $300 млн. В это же время Китай и США предлагали за аренду Камрани $500 млн. В 2000 г. командование ВМФ России официально заявило, что отныне будет более активно использовать ПМТО. «Это связано с возобновлением активных действий кораблей в Тихом и Индийском океанах», — сказали тогда в Главном штабе ВМФ и пообещали, что «в ближайшее время на неотложные ремонтные работы на ПМТО поступят 500 тыс. рублей».

Однако уже через год появились первые сообщения о том, что Россия решила не возобновлять договор об аренде Камрани. 24 июля 2001 г. министр обороны России Иванов заявил, что «надо уходить из Камрани». Окончательное решение было принято на основании доклада главкома ВМФ адмирала Куроедова о нецелесообразности дальнейшего содержания базы. По словам начальника Генштаба Квашнина, расходы на базу были сопоставимы с содержанием атомной подводной лодки с современным оборудованием. В конце 2001 г. президент Путин заявил, что Россия оставляет базу и выводит оттуда своих военных с 1 января 2002 г.

Оставленную Камрань заполнили французские туристы — она медленно стала превращаться в туристский объект. Несмотря на наличие собственных политиков-«ястребов», вьетнамское правительство решило использовать Камрань сугубо в гражданских целях. Как отмечала в августе 2008?г. South China Morning Post в материале «Камрань вновь выходит на свет стратегического развития», «крупная российская девелоперская компания «Миракс групп» выиграла лицензию на строительство дома отдыха в Камрани стоимостью $200 млн. Основой дома должен был стать пятизвездочный отель на 300 мест, а также 100 вилл. Проект в связи с кризисом «Миракс групп» осуществлен не был, но Россия в Камрани все же осталась. За счет туристов.

Юрий УФИМЦЕВ, специально для «К»

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ