Евгений Литвиненко: «Горжусь мужественными "макаровцами"»

Начальник ТОВМИ о судьбе кораблей, важности опыта и курсантах
Фото: Сергей ХЕГАЙ | «Горжусь мужественными "макаровцами"»
Фото: Сергей ХЕГАЙ
Анкета
ЛИТВИНЕНКО Евгений Яковлевич, 53 года.
МЕСТО РОЖДЕНИЯ: с. Урлук, Читинская обл.
ОБРАЗОВАНИЕ: ТОВВМУ им. С.О. Макарова, минно-торпедный факультет (1971 гг.), Высшие командирские курсы (1975 г.), Военно-морская академия (1987 г.), академия Генерального штаба ВМФ (1994 г.).
КАРЬЕРА: командир БЧ-3 (минно-торпедной боевой части), старший помощник, командир эскадренного миноносца; старпом, командир ТАКР "Новороссийск"; комбриг, командир дивизии надводных кораблей в составе 10-й оперативной эскадры; начальник штаба, командующий Приморской флотилией. С марта 2002 г. - начальник ТОВМИ им. С.О. Макарова.
НАГРАДЫ: "самые-самые" - ордена Красной Звезды и "За службу Родине" 3-й степени, знак "Заслуженный военный специалист". Будучи командующим Приморской флотилией, трижды командовал парадом кораблей ТОФ в акватории Амурского залива.
СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат, воспитывает сына и дочь.
АВТОМОБИЛЬ: служебная "Волга".

У вице-адмирала Евгения Литвиненко гренадерский рост и крепкие руки. В минувший День ВМФ он впервые за последние три года не командовал парадом боевых кораблей во Владивостоке. Впрочем, чужим на этом празднике Евгений Яковлевич не был. Принимал поздравления и начальственным оком взирал на слаженные действия подопечных: курсанты ТОВМИ состязались в гребле на шлюпках.   

Ненаписанные мемуары

- Полгода назад вы встали у штурвала ТОВМИ. Можно ли считать это назначение крутым поворотом в вашей биографии?

- Без сомнений. После тридцати лет корабельной службы "кабинетная" работа может показаться предпенсионным этапом. Однако я не собираюсь в свободное от выполнения обязанностей начальника военно-морского института время писать мемуары. (Смеется)

- А если без шуток? Представим, что вы все же взяли в руки перо и бумагу. С чего начнете собственное жизнеописание?

- С того, что я родился в забайкальской деревеньке, в простой семье, и с детства грезил морем. Впервые увидел его 1966 году, когда приехал во Владивосток. Окончив ТОВВМУ, имел возможность остаться служить в училище по комсомольской линии, тем не менее выбрал правильный курс - решил сделать карьеру корабельного офицера. Попал на эскадренный миноносец, базировавшийся в Советской Гавани. За шесть лет "дорос" до командира эсминца.

Служба складывалась отлично: океанские походы, частые учения, между которыми мне удалось окончить Военно-морскую академию. Затем произошел один из тех поворотов, о которых вы говорите: почти на 10 лет я связал свою жизнь с тяжелым авианесущим крейсером "Новороссийск" - прошел путь от его постройки до консервации. Это особая глава воображаемых мемуаров. Всякий раз, когда вспоминаю о многообещающем начале и печальном конце "Новороссийска", щемит сердце. Меня поймет любой моряк, намного переживший любимый корабль.

- 10 лет на плавучем гиганте - не много ли для успешной карьеры?

- Деваться было некуда: вышестоящее начальство долго не хотело отпускать. Не спорю, даже за те пять лет, которые я прослужил в должности старпома крейсера, можно было сделать и другую карьеру. Но, находясь на борту, мне удалось рационально распорядиться временем и заочно окончить Академию Генштаба. Поэтому, отдав сверх должного "Новороссийску", я логичным образом принял командование бригадой надводных кораблей, затем - дивизией. Казалось бы, последующие должности начальника штаба и командующего Приморской флотилией должны были укрепить во мне веру в то, что я уйду на покой корабельным офицером. Не тут-то было.

- Снова крутой поворот?

- Так точно. Время неумолимо идет вперед, годы не остановишь, да и семейные обстоятельства не в пользу службы на кораблях: я квартировал в Тихоокеанске (в просторечье - Техас; место дислокации соединений, которыми командовал Литвиненко. - Прим. авт.), а семья постоянно жила во Владивостоке. В общем, ждать у моря погоды - пока назначат на приемлемую должность - я уже не мог, куда-то проситься - не в моих правилах, целенаправленно уходить на другой флот тоже не хотелось. И тут, к счастью или нет, у меня возникла мысль возглавить военно-морской институт. Семья и сослуживцы поддержали.

- А как же корабельная стезя?

- Пришлось наступить на горло собственной песне. Это во-первых, а во-вторых, возможность командовать военным вузом представляется не каждый день. Поэтому, а также потому, что флот в некоторой степени начал угасать - новые надводные корабли строить перестали, я посчитал, что лучше уж передать свой опыт курсантам и преподавателям. Успею это сделать, значит принесу пользу флоту.

Корабельный порядок

- К вам применима поговорка "Новая метла метет по-новому"?

- На все сто. Редко случается, чтобы новый человек не изменил что-либо в хозяйстве, которое принял. Как на кораблях бывает? Назначенный командиром вчерашний старпом давно "притерся" к предшественнику, выработал совместно с ним единый стиль руководства, и вряд ли удивит экипаж какими-то нововведениями. Но в этом смысле военно-морской институт мало похож на корабль. И не все вещи из командирского багажа, с которым я сюда пришел, могут мне пригодиться в том или ином случае. Дело в том, что изменяется не столько сам институт благодаря Иванову, Петрову или Литвиненко, сколько его люди - курсанты, преподаватели, служащие. Поэтому одна из моих целей - на основе собственного опыта внедрить в педагогический процесс, руководство личным составом все, в моем понимании, новое и прогрессивное.

- В чем же эта новизна? По-моему, говоря об управлении армией и флотом, военное ведомство не собирается изобретать велосипед?

- Насчет методов управления не все так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Мы живем в разных эпохах. Одна верховная власть проводит одну политику, приходящая ей на смену - совершенно иную. С одной стороны, подобная нестабильность не всегда благотворна - например, в области геополитики, экономики (если уж решили дружить с конкретными странами и строить капитализм, то метаться из стороны в сторону не стоит). С другой стороны, быть приверженцем устаревшей модели управления тоже неразумно. Нужно иметь определенную смелость, силу воли, чтобы руководить по-новому: жестко требовать с каждого, кто занимает ответственный пост, и при этом не забывать о нуждах рядовых граждан. Отрадно, что президент, правительство и, вслед за ними, командование ВМФ предпринимают активные шаги в этом направлении. 

- Вернемся к вашей персоне. В чем главное отличие начальника ТОВМИ Литвиненко от его предшественника?

- Валерий Александрович Кожевников (возглавлял институт в 1995-2002 гг. - Прим. авт.) в прошлом командовал флотилией подводных лодок, а я надводник. Исходя из специфики службы, каждый из нас имеет свои четкие представления о внешнем состоянии, содержании корабля и его соответствии уставным требованиям. До предела насыщенная техникой, зачастую скрытая от людских глаз, подводная лодка - это одно, а надводный корабль, в особенности крейсер, иной раз принимающий иностранных гостей, участвующий в официальных визитах - совершенно другое. Поэтому понятие "визитная карточка флота" в том, что касается сектора персональной ответственности, гораздо ближе офицеру-надводнику.

- Какие перемены ждут ТОВМИ в скором будущем?

- В последние три-четыре года курсанты проходили практику на кораблях в неполном объеме. Программа обучения имела общую направленность и строилась в ущерб морской подготовке: к примеру, на высшую математику отводилось вдвое больше часов, чем на кораблевождение.

Поэтому сегодня необходимо поднять на более качественный уровень корабельную практику, возобновить преподавание ряда профилирующих предметов. Без специальных знаний корабельного офицера не вырастишь.

В сущности, то, о чем я говорю, не новое, а давно забытое старое и очень нужное. В 2003 году мы объявим набор в школу техников-мичманов, то есть на базе института можно будет получить средне-специальное образование. Происходят перемены и в командно-преподавательском составе. Преемственность и омоложение - таков принцип новой кадровой политики.

- То есть грядет значительное сокращение штатов?

- Не только. В этом году вышло постановление правительства о реформировании военного образования. Программа реформ охватывает период с 2003 по 2010 годы и предусматривает несколько этапов. Вышел приказ министра обороны о новом порядке приема и поступления в военные вузы. Изменения в военном образовании коснутся не только людских ресурсов, нуждается в совершенствовании и учебно-материальная база. Продолжая работать на старых тренажерах, мы будем постепенно оснащать аудитории современным оборудованием.

Курсантский фактор

- Вы наверняка слышали о недавнем ЧП в Рязанском институте воздушно-десантных войск: правоохранительные органы выявили среди старшекурсников группу наркодилеров. ТОВМИ застрахован от подобных происшествий?

- Хотя я никогда не встречал в своей практике ярко выраженных наркоманов, обманывать себя и общественность глупо - сегодня никто из военных вузов не застрахован от проникновения наркотиков. Как показывают опросы, проведенные среди курсантов института, каждый пятый, находясь в городе, хотя бы единожды попробовал "наркоту". Не секрет, что она, пусть в малом количестве, но все-таки попадает в военно-учебные заведения. Понимаете, ТОВМИ - не крепость, отделенная от Владивостока глубоким рвом и оснащенная аппаратурой для обнаружения запрещенных предметов. Наши ребята регулярно общаются с представителями городской молодежи, из которых далеко не каждый ведет здоровый образ жизни. Однако курсант, уличенный в употреблении или распространении наркотических веществ, исключается из института незамедлительно.

- А каково ваше отношение к тем, кто в ладах с законом и собственным здоровьем, но все же портит картину общих показателей ТОВМИ? Я имею в виду тех выпускников - дипломированных специалистов, которые сознательно уходят на "гражданку". Ведь каждая военная специальность имеет в своей основе престижную гражданскую профессию...

- Я не выписываю подчиненным индульгенции и не выступаю в роли сурового отца-наставника. Каждый волен распоряжаться своей судьбой по своему разумению. Я рад за выпускников ТОВМИ, которые нашли себя не только на флоте. Приветствую стремление наиболее способных ребят с 3-го курса заочно учиться в гражданских вузах (таких, правда, единицы). Но по-настоящему горжусь мужественными "макаровцами", раз и навсегда выбравшими путь офицера. Благодаря им флот обязательно возродится.

БЛИЦ

- Ваш самый длительный морской поход?

- 10-месячная боевая служба в Индийском океане на эсминце "Вдохновенный".

- Любимые книга о флоте?

- "Капитальный ремонт" Леонида Соболева.

- Наивысшее спортивное достижение?

- В составе сборной команды ТОВВМУ занял призовое место на первенстве флота по гребле.

- Гастрономические предпочтения?

- Морепродукты, хорошие мужские напитки.

- Сколько вам платит государство за ратный труд?

- После июльского повышения денежного содержания военнослужащих около 400 у.е.

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ