2018-11-16T10:07:29+10:00 2018-11-16T10:07:29+10:00

«Бохай — это «О–о–о!»

Почему древние бохайцы были очень похожи на нас сегодняшних

1320 лет назад территория современного Приморья вошла в состав государства Бохай в качестве окраинного уезда. Это дало значительный толчок в развитии дикого края — образовывались порты, воздвигались храмы, расширялась торговля.

Временем образования королевства Бохай принято считать 698-й — год официального признания Бохай Китаем. Государство простиралось на территории Северной Кореи, северо-восточного Китая и Приморья. И за годы своего существования имело пять столиц, сильное войско и 15 императоров.

Бохайское государство представляло из себя тунгусоязычное независимое объединение большого числа различных племен, которые величали себя бохайцами. Собственно основателями государства считались «истинные» бохайцы — мохэсы — «жители водного края». Впоследствии бохайцы стали называться чжурчженями, а затем маньчжурами.

Так как Бохай простирался на территории трех нынешних государств, то изучению его культуры эти страны придают немалое значение. Но каждая по-своему.

«Это сейчас там болото»

Дело исследования Бохай в Северной Корее по известным причинам в основном находится за семью печатями. Сами северокорейцы считают, что Бохай создан корейцами — выходцами из древнекорейского государства Когуре. И сейчас в Корее можно встретить людей с фамилиями Да и Гао, которые не без гордости говорят: «Я — потомок мохэ».

Большой интерес к Бохай имеют японцы, так как в те времена Страна восходящего солнца поддерживала довольно тесные торговые и дипломатические отношения с приморским соседом, что не могло не иметь влияния и на японскую культуру. До сих пор в японском театре есть жанр с красноречивым названием «бохайский танец», да и привычке носить кошельки на нецкэ японцы обязаны тоже бохайцам. В самой Японии не так давно нашли бохайское судно, вполне возможно, вышедшее из порта в районе современного Краскино…

А в заливе Петра Великого приморский водолаз–исследователь Генрих Костин, по его словам, нашел семь бохайских кораблей. Все они построены по типу известных нам китайских джонок. На одном из найденных судов, по словам водолаза, оказались сохранившиеся в целости и сохранности большие кувшины. Что в кувшинах — Костин хранит в секрете: может, опиум, которым бохайцы не брезговали, а может, пудра или красная краска, которой бохайские модницы красили губки. А может, шедший на экспорт женьшень или мед.

Центр Бохай находился на территории Китая. Ближайшая к нам одна из пяти столиц государства — Дадунчен («большой восточный город») располагалась возле нынешнего города Муданцзянь. Приморье же являлось периферийным, хотя и довольно оживленным, уездом. На территории Приморья также находился крупный бохайский порт в устье реки Цукановки возле поселка Краскино. Сейчас, правда, этот порт представляет из себя кучку холмов, возвышающихся посреди стандартного хасанского болота.

— А почему бохайцы, вроде бы не глупые люди, порт на болоте построили? — поинтересовался корр. «К» у сотрудника Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Владимира Шавкунова.

— Это сейчас там болото. В те же времена уровень моря был другой, берег был дальше, место — суше. Вполне вероятно, что какой-нибудь более крупный затонувший порт лежит теперь на дне бухты Экспедиции, — поделился своими предположениями ученый.

«Приглючилось»

Древние бохайцы были очень похожи на нас сегодняшних: у них тоже не было денег — они просто обменивались товарами и услугами. Но они были скотоводами и земледельцами. Любили свинину — явный намек на буддистов. На территории Приморья уже найдено несколько кумирен и храмов. Наиболее известный — на горе Копыто в селе Кроуновка под Уссурийском. Гора эта в древности была местом святым — на ее вершине в храме жил известнейший буддийский святой, к которому приходили поклониться со всего Приморья и из нынешней заграницы. Считалось, что из этого места выходит мощный поток позитивной энергии. Несколько лет назад на гору специально ездили работники краевой больницы из Владивостока. Врачи набрали черепицы из обвалившейся крыши давно уже разрушенного храма и провели тестирование на предмет энергии… Заключение было однозначным: черепица содержит позитивную энергию. Бохайцы знали, где строить храмы.

— Место действительно интересное, — заметил Владимир Шавкунов, занимавшийся раскопками именно этого храма. — Сам я, когда стоял на вершине этой горы, смотрел на все остальное как бы глазами бога. Коровы — как муравьи…

Студенты ДВГУ, помогающие археологам в деле перелопачивания слоев земли, и местные жители говорят, что на горе периодически появляются духи древних бохайцев. И это не удивительно, так как могила святого находится тут же, под горой.

У копающих Бохай археологов за долгие годы выработалась своя лексикология. Вот некоторые ее перлы: «приглючилось» — это значит: копаешь Бохай, хочешь что-то найти, и постоянно кажется, что вот оно, из-под земли торчит. А это не то. Просто «приглючилось». «Дребедень» — бохайская черепица, попадающаяся довольно часто. «Бохайщина» — чертовщина, непонятное. «Бохайцы» — сами археологи Бохай и копающие.

Археологический пиетет

Бохай — это не только прошлое нашего края, но и его настоящее. На проходящих периодически во Владивостоке международных конференциях по проблемам бохайской культуры присутствуют ученые из Японии, Южной Кореи, Китая и даже Германии. Как сказал корр. «К» один из участников такой конференции: «Все иностранцы испытывают пиетет к бохайцам. Бохай — это «О-о-о!»

Дело исследования Бохай на территории Приморья не прекращается: продолжаются раскопки памятников, печатаются новые исследовательские работы. Но вопросов еще много. Например, неизвестны точные границы как округов, так и самого государства, точно не ясно, какие племена входили в бохайский союз… Все это требует новых раскопок, новых исследований. Иногда небезопасных.

В начале 1998 г. южные корейцы решили по методу Тура Хейердала доказать возможность плавания бохайцев по маршруту Владивосток — Корея — Япония. Во время экспериментального путешествия плот, на котором вышли в море ученые из Института морских исследований города Пусана, попал в шторм и был разбит десятиметровой волной. Люди погибли в двух километрах от желанного берега.

Недавно корр. «К» на автомобиле проехался по ряду бохайских городищ Шкотовского и Партизанского районов. К удивлению, он обнаружил, что жизнь в этих городищах не угасла в 926 г., а продолжается до сих пор. За стенами бывших городских укреплений, пользуясь создаваемым микроклиматом, фермеры тут и там разводят капусту, сажают картошку и кукурузу. А свежие ямы показывают, что раскопки продолжаются, и как подтверждение тому заметка в одной из районных газет: «Вчера органы милиции задержали жителя поселка N, у которого при обыске было изъято более 300 предметов бохайской культуры…»

Редкие находки

Изъятые предметы бохайской культуры не пропадают бесследно, а совместно с найденными археологами артефактами пополняют коллекции музеев. В этом, юбилейном, году в краеведческом музее Владивостока до конца года открылась выставка «По следам бохайского царства», демонстрирующая предметы, найденные археологами на восьми бохайских городищах и храмах на юге Приморского края и хранящиеся как в музее, так и в Институте истории, археологии и этнографии народов ДВО РАН. Здесь впервые выставлены такие экспонаты, как предметы из могилы бохайского вождя, найденные археологами в Чугуевском районе, буддийские скульптуры.

— На протяжении четырех полевых сезонов мы раскапывали религиозные и дворцовые здания. Здесь мы сделали очень редкую находку для Приморья — погребальный комплекс, в котором также представлена часть вещей. Мы находим артефакты не только для науки — мы находим их для людей, — рассказал заместитель директора Института археологии и этнографии Николай Клюев о раскопках храма в Чугуевке.

Среди наиболее привлекательных экспонатов бохайской выставки — бронзовая скульптура чиновника со свитком в руках. Уникальная бронзовая верительная бирка в форме рыбки с надписью: «Полководец Левой доблестной гвардии Нелицзи». Подобные верительные бирки изготавливали из двух частей. Одна половинка бирки находилась в столице, а вторая у посланника, который обязан был предъявлять ее по месту прибытия для подтверждения достоверности императорского указа.

На выставке побывал и экс-мэр города Владивостока Виталий Веркеенко: «Недавно я стал интересоваться более углубленно историей Владивостока. В прошлом году я посетил наш музей этнографии и имел неосторожность прикоснуться к скипетру бохайской власти. Лучше бы не прикасался».

Юрий УФИМЦЕВ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ