2018-04-06T11:09:53+10:00 2018-04-06T11:09:53+10:00

Китайский безвизовый режим породил в туризме черные схемы

«Всем известно, кто именно торгует приглашениями»

Турпоток в Приморье из КНР начинает расти в середине весны и достигает пика в июле, когда у китайских школьников начинаются каникулы. Но прибыль, которую он мог бы принести российским турагентствам, утекает обратно в Поднебесную.

По предварительным прогнозам, в 2018 г. Приморье примет около 440–450 тыс. китайских туристов. В 2017 г. край посетило 420 тыс. граждан КНР, из них больше половины — в рамках безвизовых групповых обменов. Соглашение между правительствами России и Китая о групповых туристических поездках в безвизовом режиме способствовало увеличению турпотока, но породило черные схемы, когда российские организации, получившие право работать с тургруппами, продают списки китайским конкурентам.

«Порядка 60 компаний имеют право принимать туристов в рамках соглашения. К сожалению, не все из них являются честными. Есть и те, кто продает бланки приглашений китайской стороне за смешные деньги — в районе 100 рублей на человека. А дальше китайцы все делают сами — полностью организуют поездку», — рассказала Наталья Сорокина, генеральный директор ООО «Дальинтурист», подчеркнув, что всем известно, кто именно торгует приглашениями.

Проблему признает и Ольга Коротя, генеральный директор ООО «Аякс-тур». С ее слов, китайские «предприниматели» забирают хлеб у российских турфирм.

Дарья Гусева, директор Туристско-информационного центра Приморского края: « В начале развития въездного туризма из Китая китайским туристическим компаниям было выгодно пропагандировать российской стороне свою модель ведения бизнеса, достаточно агрессивную. Особенно в вопросе предоставления скидок на туристические услуги, когда скидка требовалась как на этапе бронирования, так и незадолго до приезда группы. Не все российские компании были готовы работать по таким условиям, но все же некоторые соглашались. Качество услуг при этом значительно падало, поэтому китайская сторона предпочитала проводить мониторинг уровня сервиса, отправляя сопровождающих вместе с группами, а также принимать решения по посещению тех или иных объектов в рамках программы пребывания туристической группы.

Постепенно сопровождение и мониторинг услуг перешли в традицию и укоренились, лишив российские компании возможности контролировать рынок полностью. Исходя из такой ситуации, я считаю, игрокам туристского рынка просто необходимо объединяться, вступать в действующие на территории Приморского края туристические ассоциации и союзы и сообща решать вопросы работы с китайской стороной, в том числе по ценообразованию».

С китайским рынком приморцы учились работать в Суйфэньхэ, Дунине, Харбине и других близлежащих городах. Та же система откатов гидам в магазинах изначально начиналась с русских групп в Китае, прежде чем с ослаблением курса рубля прижиться на российской территории, объясняют эксперты. У российской стороны не было сформировано собственной модели ведения бизнеса, не было надлежащего опыта работы с азиатским партнером, бизнес-этикета, а слова «маркетинг», «контент-менеджер» и другие резали слух бывшему советскому человеку. Российский рынок принял навязанную ему игру, однако сегодня есть предпосылки к изменению ситуации.

На китайском направлении в аэропорту Кневичи пассажиропоток вырос почти на 30% за 2017 г. Это означает, что город стал принимать больше качественных туристов, которые тратят в районе 30 тыс. руб. за 4–5 дней пребывания во Владивостоке. Благотворное действие возымело и введение электронной визы. Соответственно, растут требования к качеству сервиса, а это больной вопрос для местных туркомпаний.

«Многие компании, особенно из Южного Китая, высказывали недовольство тем, что, например, их туристам предлагают на обед только бульон и капустный салат, в мировой практике въездного туризма это просто недопустимо. С другой стороны, мы понимаем, что держать качество и при этом давать хорошие скидки на российском рынке очень сложно. Главное, чтобы туроператоры не шли на поводу у своих партнеров и не поддавались на уговоры по очень большим скидкам, жертвуя при этом качеством самого турпродукта», — поясняет Дарья Гусева.

«Есть проблема, что где-то китайцы пытаются «наколоть» русских гидов или русские турфирмы, провести какую-то экскурсию или увести группу в магазин без нашего ведома, но с этим вполне можно бороться, особенно если правительство поможет соответствующим законодательством. Ценообразование — вопрос действительно больной, прессинг с китайской стороны серьезный, но здесь уже все зависит от политики туркомпании — прогибаться или нет», — рассказал корр. «К» директор одного крупного приморского турагентства.

Дарья Гусева: «Проблема с продажей приглашений взята на контроль. Более того, создан судебный прецедент, когда группа китайских туристов приехала к нам без русского сопровождающего, что противоречит правилам, и ее китайский куратор был отправлен в изолятор временного содержания, после чего его выдворили на родину. Эта история всколыхнула рынок, и благодаря инициативной группе граждан, Общественному экспертному совету по развитию туризма при администрации края, нашим некоммерческим партнерствам работа продолжается. Мы ввели добровольную аттестацию гидов-экскурсоводов и переводчиков, которую можно пройти в Туристско-информационном центре Приморского края. Нелегальные гостиницы, где останавливаются китайские туристы, выявляют в ходе специальных рейдов. Пока нам навязывают правила игры, будут возникать все эти полулегальные либо нелегальные схемы в виде обмена валют, подпольных саун, караоке и прочего. Но рынок дисциплинируется: мы в самом начале пути, однако ситуация уже намного лучше, чем два года назад. И нужно говорить о проблемах, искать конструктивные решения, чтобы самим устанавливать свои правила — не бояться вести диалог с китайским бизнесом, но таким образом, чтобы не проигрывать».

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ