Владимир Попов: «Нет повода для негативного отношения к присутствующим в крае московским капиталам»

Глава Восточного порта о финансах, страховке менеджера и социальном вопросе
из архива газеты «Конкурент» | «Нет повода для негативного отношения к присутствующим в крае московским капиталам»
из архива газеты «Конкурент»
Анкета
Попов Владимир Алексеевич, 49 лет.
Место рождения: г. Уссурийск.
Образование: Сахалинское мореходное училище (специальность «эксплуатация водного транспорта»), ДВВИМУ, Академия народного хозяйства при правительстве РФ.
Звания и награды: кандидат экономических наук, Кавалер Общественного ордена «За честь и доблесть», обладатель звания и диплома лучшего менеджера России 2003 г., учрежденного Фондом «Менеджеры новой эпохи», а также — нагрудных знаков Петра Великого, «Почетный работник транспорта России».
Карьера: после окончания мореходки в 1973 г. работал в Находкинском торговом порту, где прошел путь от инженера до заместителя генерального директора. С 2002 г. по настоящее время — генеральный директор ОАО «Восточный порт».
Главное личное достоинство: умею решать поставленные задачи.
Главный недостаток: не всегда удается соблюсти баланс между выполнением управленческих функций и заботой о коллективе.

В наступающем году Восточному порту исполняется 30. Столько же лет посвятил портовому делу его нынешний руководитель Владимир Попов, называющий себя социально ориентированным директором. Несмотря на то, что крупнейшие владельцы порта имеют московскую прописку, главе «Восточного» удается успешно совмещать интересы собственников и заботиться о благе трудового коллектива.

Вторые после Питера

— Вы руководите предприятием, ведущим акционером которого является столичная компания «Северстальтранс». Не секрет, что присутствие в Приморье так называемых «московских капиталов» вызывает неоднозначную реакцию. Не всем это нравится, многие склонны думать, что москвичи «высасывают» деньги с регионов...

— Давайте смотреть на вещи реально. Любые идеи и планы нуждаются в деньгах, а основная часть финансовых потоков аккумулируется именно в столице. У «Восточного» был ряд проектов, но без серьезных средств им грош цена. Проекты стали воплощаться в жизнь только после того, как в порт вошла «Северстальтранс». Мы запустили Восточно-Уральский терминал (специализированный комплекс по перевалке удобрений. — Прим. ред.), построили комплекс по перевалке метанола. Инвестиции только в эти проекты превысили $20 миллионов. В ближайшем будущем начнется строительство нефтеналивного терминала проектной мощностью 7 миллионов тонн в год. Кстати говоря, основным инвестором здесь является московская компания «Роснефть», пришедшая в порт благодаря работе наших акционеров. Итоги работы в 2003 году вывели нас на вторую позицию по перевалке сухих грузов после порта Санкт-Петербург. Сейчас «Восточный» успешно развивается. Так что у меня нет повода для негативного отношения к присутствующим в крае «московским капиталам».

— На ваш взгляд, какое место занимает «Восточный» в развитии транспортной отрасли России?

— Дело в том, что стратегия развития порта базируется не только на коммерческих интересах. Нам отведена ключевая роль в реализации транспортной государственной политики, мы представляем экономические интересы России в АТР. Поэтому, все проекты оцениваются, в первую очередь, с точки зрения их государственной эффективности и соответствия интересам России в Юго-Восточной Азии. У «Восточного» есть возможность для выполнения этой важной задачи. Главное, есть четкая, долгосрочная, продуманная стратегия развития, которая полностью укладывается в транспортную политику государства.

Например, для расширения традиционной и привлечения новой грузовой базы ОАО «Восточный порт» и его ведущие акционеры осуществляют масштабную инвестиционную программу. В итоге мы запустили первый на Дальнем Востоке комплекс по перевалке минеральных удобрений. Это событие кардинально изменило традиционные схемы экспорта удобрений в страны АТР. Раньше грузы шли через Прибалтику и Украину, теперь — через Восточно-Уральский терминал нашего порта. Время доставки груза сократилось почти в три раза, а российская экономика стала получать дополнительно $75 миллионов в год.

Принципы наемного менеджера

— Вы знаете, почему акционеры порта предложили занять место гендиректора именно вам?

— Думаю, потому, что мне хорошо знаком этот бизнес — в портовом деле я уже 30 лет. Долгое время работал первым заместителем генерального директора Находкинского торгового порта и благодарен своему бывшему начальнику — Гелию Николаевичу Мясникову — за то, что он многому меня научил. Работая под его началом, я познакомился с представителями «Северстальтранса», когда их бизнес был в стадии становления. С Находкинским портом они тогда работали по металлу. Как партнеры они надежны, сотрудничество оказалось продолжительным. У нас было время узнать деловые и человеческие качества друг друга.

Кроме того, в момент прихода компании «Северстальтранс» в Восточном порту произошли известные трагические события. Требовалось оперативное решение, а у новых собственников не было ни времени, ни желания экспериментировать с менеджерским составом. Меня они знали, поэтому предложили мне занять пост гендиректора порта. Согласился я сразу.

— Как вы думаете, кто лучше управляет предприятием: наемный менеджер или собственник?

— Многое зависит от характера бизнеса. От отношений, выстроенных владельцем и управленцем. Я — наемный менеджер, меня такая ситуация устраивает и в чем-то дисциплинирует, настраивает на более глубокий анализ экономической и производственной деятельности. У собственника всегда возникают вопросы. И это его право — спрашивать с тебя как с управленца, которому доверили вести бизнес.

Отсутствие «страховки» в виде личного интереса в деле не позволяет наемному менеджеру расслабиться. Это стимулирует к поиску новых решений. А работа «в постоянном поиске» всегда дает положительный результат, и настоящий профессионал должен быть настроен на работу именно в таком ритме.

— К какому типу директоров себя относите? Вы очень строги к коллективу, или же либерализм — это ваш стиль?

— Как и большинство руководителей моего возраста, я начинал работу при «старой системе», поэтому, скажем так, я более «социально ориентирован» в отличие от молодых коллег. Меня беспокоит, когда работник не обустроен; радует, когда удается добиться увеличения заработной платы, хорошего ассортимента и доступной цены в столовых на производственных комплексах, достойных условий труда. Конечно, я прекрасно понимаю, что это должно быть соизмеримо с доходной динамикой предприятия и не все возможно сделать так быстро, как хотелось бы...

Мне кажется, что те руководители, которые пришли в бизнес 5-7 лет назад, меньше внимания уделяют социальным вопросам. Одно успокаивает — циников в портовом деле нет.

— Успешная работа порта зависит от многих факторов. И улучшение управления только внутри порта может и не дать ожидаемого результата, если партнеры окажутся не такими расторопными...

— Портовики очень тесно связаны с железной дорогой. Более плотного взаимодействия, я думаю, не найти. Связка двух видов транспорта — морского и железнодорожного — выстраивает четкую линию взаимоотношений, которая просто обязывает к сотрудничеству. Например, железнодорожная станция «Находка-Восточная» сегодня справляется с имеющимся объемом грузов, идущих через «Восточный». В 2002 году на ее модернизацию потратили 240 миллионов рублей. В итоге «Находка-Восточная» справилась с рекордным для порта грузопотоком свыше 16 миллионов тонн.

Но пока не решен вопрос о развитии второго районного парка станции — отсутствуют необходимые 350 миллионов рублей. Ныне существующий третий районный парк работает уже на пределе. При той динамике работы перегрузочных комплексов порта, которая позволит увеличить к 2006 году суммарный грузооборот до 26 миллионов тонн, мы рискуем получить большие проблемы с подачей и уборкой вагонов, т.к. маневровые работы на имеющихся припортовых парках будут затруднены. Но благодаря совместным усилиям портовиков и железнодорожников понимание данной проблемы существует на самом высоком уровне. Есть уверенность, что в скором будущем проблема решится. «Восточный» постоянно добавляет работы железнодорожникам — мы поддерживаем репутацию крупнейшего морского порта российского Дальнего Востока. В этой ситуации всю нагрузку, всю ответственность мы по-братски делим с железнодорожниками, многие вопросы решаем совместно. Здесь нет места амбициям.

— А как с властью работаете?

— Гарант хороших отношений между властью и предприятием — это обязательность первых лиц. У нас давние отношения с мэром Находки Виктором Гнездиловым и его командой — каждый выполняет свои обязательства. То же самое могу сказать и в адрес краевых властей. Восточный порт — градообразующее предприятие, и это обязывает нас быть по отношению друг к другу добросовестными партнерами. А порядочные партнеры смогут договориться на любом уровне.

За морской романтикой

— В следующем году вам исполняется 50 лет, из которых 30 вы посвятили портовому делу. Почему вы выбрали этот именно этот путь?

— Действительно, от моего родного Уссурийска до берега моря далековато. Но... В нашем дворе один мальчишка учился в ДВВИМУ. И когда он приезжал домой в морской форме, мне настолько было завидно, что я тоже решил пойти в «мореходку». В 15 лет я «рванул» на Сахалин. В Холмске, поступил в мореходное училище на факультет эксплуатации морского транспорта. Нас, пацанов, заверили, что это очень интересная специальность, где готовят морских экономистов и даже будущих министров морского транспорта. Мы «клюнули» на это дело... Потом я пошел работать в Находкинский порт, на тот момент единственный международный порт Дальнего Востока. Была возможность попасть и на более «денежное» место, но я ставил перед собой другие цели — найти интересную работу и по возможности продолжить обучение. Сейчас ни о чем не жалею и горжусь тем, что до «Восточного» в моей трудовой книжке была единственная запись — Находкинский морской торговый порт.

— Сейчас, с высоты прожитых 50 лет, как вы оцениваете свой вклад в портовое дело?

— А как его оценить?! Получаю ли я удовлетворение от работы? Безусловно. Когда чувствуешь, что можешь решать сложные вопросы, видишь решение многих проблем и понимаешь, что это тебе удается... Чувствуешь себя на своем месте и веришь в собственные силы. Но не подумайте, что это дает право считать себя исключительным. Наверное, я просто удачливый менеджер. К тому же мне всегда везет с коллективом, в котором я работаю.

— Что для вас семья?

— Если скажу, что на первом месте работа — обидятся в семье! (смеется) Хотя часто приходится быть вне семьи. Все-таки работа обязывает, и мои домашние это знают. Супруга в этом плане просто молодец, понимает меня. Что ни говори — у меня надежный тыл.

— Как глава крупнейшего порта в России проводит выходные?

— Раньше активно играл в большой теннис. Сейчас ракетку удается брать изредка, по выходным. Вот сдадим в «Восточном» спорткомплекс — обязательно возобновлю тренировки. К тому же в порту желающих приобщиться к теннису очень много. Еще немного рыбачу и охочусь. Не ради трофеев — сам процесс нравится. Недавно впервые спустился под воду с аквалангом. К сожалению, из-за нехватки свободного времени заниматься чем-то основательно нет возможности.

— Каким оказался для вас уходящий год?

— Каким бы год ни был, он всегда очень важный. Это же целый год жизни. Говорить, что 2003-й был плохим для порта — значит, покривить душой. Конечно, в начале планировали и грузов больше перевалить, и денег больше заработать. Увы, не все планы осуществились, хотя портовики сделали все возможное для их осуществления. Рынок есть рынок. В этом году на угольном рынке Юго-Восточной Азии произошли изменения, в результате которых мы потеряли более 1,5 миллионов тонн груза. Все ушло в Европу...

По другим грузам порт сработал достаточно динамично. Поднялись с третьего места на второе по перевалке сухих грузов. Порт стал больше на один комплекс — метанольный. В рамках проектов по освоению Сахалинского шельфа в 2003 году на территории «Восточного» началось строительство сухого дока, запущена линия по нанесению полимерного покрытия на трубы, предназначенные для нефте— и газопроводов. Мы подняли нашу социалку: построили 64-квартирный дом, завершаем строительство крупного спортивного комплекса для портовиков, сохранили приемлемый рост заработной платы, выполнили и продолжаем выполнять все условия коллективного договора. За прошедший год не было «черных пятен» ни в производственно-финансовой деятельности, ни в отношениях в коллективе.

В следующем году «Восточному» исполнится 30 лет. Мы достойно подходим к этому юбилею, нам есть чем гордиться. В наступающем Новом году я желаю портовикам «Восточного», нашим акционерам, деловым партнерам, всем транспортникам мира, счастья и радости. Успехов вам, любви и веры!

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ