Ольга Курилова: «Мы в поиске героев бизнеса»

Глава регионального представительства «Агентства стратегических инициатив» о рейтинге инвестклимата и планах
Из личного архива героя публикации | «Мы в поиске героев бизнеса»
Из личного архива героя публикации

Руководитель представительства «Агентства стратегических инициатив» в ДФО Ольга Курилова рассказала о результатах апробации Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в России, его полномасштабном запуске и важных для бизнеса предложений в послании Президента.

— Ольга Сергеевна, в 21 регионе, в том числе в Приморье, проводилась апробация рейтинга инвестклимата. Известно, что три дальневосточных региона, особенно наш край, показали не лучшие результаты. 

— Цель рейтинга — оценить ключевые факторы создания благоприятного инвестиционного климата — эффективность усилий региональных властей по улучшению состояния инвестиционного климата в каждом регионе. Мы не даем оценку, хорошо это или плохо, наша задача — разобраться, почему у одного субъекта получается, а у другого не получается работать с бизнесом. 

Действительно, по итогам рейтинга все субъекты ДФО оказались в группах D и E — это регионы, которые получили низкие и самые низкие оценки. Мы опробовали методологию и благодарны субъектам за то, что они приняли участие. Уже само по себе позитивно, что регионы участвовали в апробации рейтинга и сейчас работают над теми результатами, которые получили, и именно это дает преимущество перед  субъектами, которые не принимали участия. Рейтинг состоял из 54 показателей, и по некоторым Приморский край хорошо себя показал. Допустим, по работе гарантийных механизмов поддержки малого бизнеса край вошел в сборник лучших практик. Зачастую так бывает, что тот или иной регион, при невысокой общей оценке, демонстрирует лучшие практики. А это значит, что опыт Гарантийного фонда Приморского края может быть масштабирован для всей страны. Хорошо в регионе развито микрокредитование малого бизнеса, а также информационная поддержка для бизнеса. 

Мы исходим из того, что главы субъектов и администрация края получили хорошую обратную связь, узнали, как предприниматели оценивают условия ведения бизнеса в субъектах ДФО. Это реальный механизм получения обратной связи, а не отчеты чиновников. Те регионы, которые не участвовали в пилотном проекте, такой возможности не имели. Надо сказать, в некоторых местах чиновники просто отказались принимать результаты рейтинга. Это их право. Важно понимать, что внимание к рейтингу и его значимость будут с каждым годом возрастать. 

В Приморье же власти совместно с бизнесом и АСИ ведут внедрение стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, продвигается работа по «дорожным картам». В регионе вышел краевой закон о защите прав инвесторов, существуют региональные налоговые льготы. В то же время Приморье уступает многим регионам по разрешительным, административным регламентам, качеству и стоимости услуг связи, трудовых ресурсов. 

— Насколько объективными получились результаты опроса?

— При общей оценке, полученной в ходе опроса, выводились средние показатели, есть специальная методология, она утверждена рейтинговым комитетом. Опрос делается оператором ВЦИОМом, это не АСИ делает опрос лично, мы не знаем поименно каждого, кого опросил ВЦИОМ, эти данные являются закрытыми. 

Мы понимаем, что у каждого предпринимателя свои конкурентные преимущества. Кто-то выстроил отношения с властью, ему не проблема получить разрешение на строительство, но таких незначительное количество. Кто-то, наоборот, постоянно дает обратную связь о том, что создаются излишние административные барьеры. Конечно, есть свои особенности, характерные для регионов Дальнего Востока. Здесь значительно меньше плотность населения, отсутствует инфраструктура. Возможно, это тоже сказывается на оценке бизнесом. Притом многие в Приморье работают со странами АТР, как говорится, есть с чем сравнить. Но ведь и Санкт-Петербург, наряду с Приморьем, получил низкие интегральные показатели. По объективности — это оценка бизнеса, а мы, АСИ, поддерживаем позицию предпринимателей региона. 

В данном случае мы опробовали методологию рейтинга. Результаты озвучены на экономическом форуме в Санкт-Петербурге, принято решение президентом, что Национальный рейтинг станет ежегодным и обязательным для всех регионов. В своем послании президент озвучил, что рейтингу будет посвящено целое заседание Госсовета, а это еще раз подчеркивает, что инвестиционный климат в каждом субъекте взят под особый контроль на самом высоком уровне.

— Работа по оценке инвестклимата продолжается? 

— С ноября запущены опросы во всех регионах страны. Новая методология сохранила преемственность пилотного набора показателей, только теперь показателей 50, на четыре меньше. Мы оцениваем усилия всех уровней власти — от федеральных до муниципальных. Предприниматели могут оценить работу надзорных органов, обоснованность проверок, которые проводит полиция или прокуратура. Благодаря этим данным, мы сможем проанализировать, почему у каких-то субъектов получается привлечь инвесторов, а у других — нет. 

Часть предпринимателей привлекается по случайной выборке. В общих опросах мы узнаем, допустим, про оценку качества дорог, телекоммуникационных услуг, инвестиционной инфраструктуры, территориальное планирование и зонирование, время постановки на кадастровый учет. Есть экспертные опросы — здесь обращаемся к предпринимателям, которые получали от власти определенную услугу за последний год. К примеру, подключались к электросетям, получали разрешение на строительство, лицензию, регистрировали предприятие. Есть показатели, которые представляют по запросам сами органы власти — статистические данные субъекта. Мы призываем предпринимателей принять самое активное участие в опросах, быть максимально объективными и не удивляться, если им позвонят. 

Основной акцент в опросах — это столицы субъектов, где сосредоточен бизнес, порядка 17% — это остальные муниципальные образования, но это было по итогам пилотной апробации.

— Недавно вы говорили, что ввести для всех муниципалитетов единые требования, как это было в случае с региональным инвестиционным стандартом, невозможно. Что здесь делает АСИ? 

— Совместно с «Деловой Россией» и «Опорой России» агентством создан «Атлас муниципальных практик». В нем проанализированы 65 лучших практик из 35 субъектов, которые показали высокий темп роста в области инвестиционной деятельности и предпринимательства. АСИ выберет 15 пилотных муниципальных образований в России, в которых данные практики пройдут апробацию. Внутри каждого региона есть муниципалитеты, о которых предприниматели говорят, что там бизнес вести комфортнее. Например, предприниматели фиксируют, что в Артеме без бюрократических проволочек выдается разрешение на строительство. Во Владивостоке по результатам опросов рейтинга в среднем за 365 дней. Эту оценку дает бизнес, это не голословные данные. В краевом центре постоянно ссылаются на дефицит земли. Предприниматели говорят, что есть земля, только чиновники не очень хотят заниматься «доступностью» этой земли для бизнеса. Это тоже оценка бизнеса, прошу заметить, и такая ситуация не только во Владивостоке. Ведь предприниматель выбирает и решает начинать или расширить свой бизнес не потому, что там «есть земля», а потому что органы местного самоуправления и глава муниципалитета заинтересованы в том, чтобы инвесторы приходили именно к ним, в муниципальное образование.  

— Краевая администрация и лично Владимир Миклушевский уделяют развитию бизнеса большое внимание. Почему же предприниматели так недоверчиво относятся к власти? 

— Предприниматели недоверчиво и по стране относятся к власти в принципе, несмотря на то, что мы уже три года занимаемся улучшением инвестиционного климата. Так же и в случае с губернатором, и не только в нашем крае. Тут мы работаем и обеспечиваем диалог власти и бизнеса. Там, где есть диалог и понятные правила ведения бизнеса, появляется доверие. Это задача АСИ и региональной власти — выстроить диалог на всех уровнях власти и бизнеса в субъекте.

И тут мы всегда рассчитываем на глав субъектов и их управленческие команды, и в Приморском крае есть полное взаимопонимание как с Владимиром Владимировичем, так и с теми, кто отвечает в его команде за развитие предпринимательства. Многое зависит от губернатора, конечно, но еще есть команда, есть федеральные ведомства, надзорные органы, муниципалитеты, и зачастую бизнес не разбирается, какой вопрос и к какому ведомству относится, просто оценивает власть. Важно всегда информировать губернатора о том, что мешает бизнесмену при реализации инвестиционного проекта. В рамках стандарта существует Инвестиционный совет при губернаторе (ведет его лично губернатор), который и решает задачи, и ликвидирует административные барьеры реализуемых проектов в крае, зачастую мы от бизнеса не можем получить эти самые проекты, которые можем проработать и вынести на совет. 

В ходе встречи с бизнесом фиксируем и такое, что, если предприниматель выигрывает суд в свою пользу, впоследствии представители власти могут инициировать постоянные проверки. Зачастую это надзорные и правоохранительные органы, органы местного самоуправления. И сделать ничего нельзя — представители власти всегда подстрахованы и защищены с точки зрения законов. 

— Что в связи с этим можно сделать?

— Президент в своем послании уделил много внимания инвестиционному климату. Одно из предложений Владимира Путина — «опубличить» проверки. Это может помочь. 

Думаю, у нас самая большая проблема с тем, что у некоторых представителей власти и надзорных органов на местах нет желания решать вопросы бизнеса, сокращать административные барьеры, а зачастую не хватает компетенций. Землю, разрешение на строительство получить очень трудно, но не во всех же регионах страны. И в большей степени все эти процедуры входят в полномочия муниципалитета. Например: по итогам рейтинга в Татарстане лучшая практика по получению разрешительных процедур на строительство — 40 дней. Есть куда всем субъектам ДФО стремиться.

Сейчас у АСИ одна из главных задач — чтобы малый бизнес становился средним, а еще амбициознее средний — крупным. Предприниматели «проедают» выручку, по итогам рейтинга понятно, что малый бизнес недофинансирован с точки зрения привлечения кредитов, а также и собственных средств. Мы будем работать с предпринимателями по поддержке экспорта в рамках проекта «Национальная технологическая инициатива». Будем искать национальных героев. Тем более, что такие бизнесмены есть. 

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ