Сергей Сопчук: «Сколько бы слуга народа ни старался, без повышения политграмотности граждан не обойтись»

Спикер приморского парламента о разнице между видами власти, доверии избирателей и семье
"Конкурент" | «Сколько бы слуга народа ни старался, без повышения политграмотности граждан не обойтись»
"Конкурент"
АНКЕТА
Сопчук Сергей Андреевич, 40 лет.
Место рождения: г. Уссурийск.
Образование: Приморский сельскохозяйственный институт (1986), Академия государственной службы при президенте РФ (в настоящее время).
Карьера: старший механик, управляющий отделением, главный инженер совхоза «Искра» Октябрьского района (1986-1992), генеральный директор ЗАО «Фаворит-сервис» в Покровке (1992-2000), глава муниципального образования Октябрьский район (2000), депутат краевого парламента второго созыва, член комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам (1997-2002), депутат Законодательного собрания третьего созыва от Октябрьского и части Хорольского районов (с 2001-го — по настоящее время). С июня 2002 г. — председатель Законодательного собрания Приморского края.
Состав семьи: жена, трое детей (две дочери 6 и 15 лет, 4-летний сын).
Главный личный недостаток: иногда могу простить слишком многое.
Главное достоинство: эмоциональная устойчивость.

Каждый деятельный человек стремится найти в своей жизни призвание, которое раскрыло бы его потенциал в полной мере. Если говорить о Сергее Сопчуке, то это, безусловно, его депутатство. Беседовать с ним (спикер — от слова «говорить») о его работе и такой парадоксальной штуке, как жизнь, значит вести речь о том, что волнует прежде всего депутата Сопчука. Доверие к власти и КПД народных избранников, человеческая порядочность и семейные ценности...

Контрастный душ

— Два года назад вы стали спикером краевого парламента. Какие мысли посещали вас в июне 2002-го? Чувствовали ли вы себя готовым к этой должности?

— Как вы знаете, в тот момент меня избрали на второй депутатский срок. И именно это являлось главной оценкой моей работы. Это в первый раз можно давать обещания и на том успокоиться. Но когда ты идешь на выборы во второй раз, то о тебе судят уже по делам. И для меня чрезвычайно важным и почетным является тот факт, что мне снова было оказано доверие — значит, результат есть, не напрасно работал. Если люди в тебя верят, то хочется сделать еще больше. Должность председателя Законодательного собрания позволяет не только отстаивать интересы избирателей своего округа, но и принимать наиболее деятельное участие в решении задач, которые стоят перед этим органом власти в целом. Очень ценным оказался и опыт моей работы главой Октябрьского района.

— Глава муниципального образования и председатель краевого парламента. Насколько близки эти должности?

— Любой уровень исполнительной власти заметно отличается от власти законодательной. Исполнительная власть интереснее и понятнее для избирателей, менее консервативна. У них задачи другие. Я не сетую, это правильное положение вещей.

— В таком случае всегда ли вам удается выдерживать контраст исполнительной и законодательной властей?

— Контрастов в жизни вообще очень много, я реагирую на них спокойно — особенно на контрастный душ... Говоря серьезно, что отличает исполнительную власть от законодательной? Реальные дела, которые можно «пощупать». Допустим, новый мост. Построенный на глазах у всех, он останется на многие годы красноречивым свидетельством радения такого-то градоначальника.

— Между тем активность законодателей тоже заметна: в газетах, на телеэкранах, митингах и демонстрациях.

— Это как раз не главное. Хочется, чтобы люди — наши избиратели — понимали (это «понимали» прозвучало доверительно и драматично. — Авт.), что не было бы того самого моста, если бы депутаты не предусмотрели в местном бюджете средств на его строительство. И таких примеров можно приводить много. Именно депутаты определяют приоритеты развития своих территорий, создают законодательную основу работы по всем направлениям.

Борьба приоритетов

— Как, по вашему мнению, изменить по обыкновению негативное отношение общества к депутатам?

— Все не так однозначно. Избиратели уже научились отличать работающих депутатов от случайных лиц. Главной оценкой становятся именно повторные выборы. Если посмотреть на состав нынешнего, третьего, созыва, то можно заметить, что ряд депутатов избраны повторно: Лазарев, Сидоренко, Серебряков, Чистяков, Роговой... И лучшей оценкой нашей работы будет тот факт, если на следующих выборах пройдут до 70 процентов от прежнего состава. Хотя сегодня чиновникам исполнительной власти население доверяет больше, чем депутатам. И это вполне объяснимо, поскольку сиюминутное решение проблемы — целиком во власти исполнительной. И сколько бы слуга народа ни старался, без повышения политической грамотности граждан здесь не обойтись.

— Даешь всеобщий ликбез?

— Процесс этот гораздо сложнее, чем постижение азбучных истин. Необходимо широкое знание обществом государственного устройства страны, структуры и функций ветвей власти, их взаимосвязи. Только имея представление обо всем этом, можно по делу спрашивать как с чиновников, так и с депутатов. Причем с каждого по делу. Когда встречаешься с избирателями, тебя воспринимают как начальника и как от начальника требуют немедленного решения проблем. «Начальнику» задают всевозможные вопросы: о протекающей кровле в клубе, о сокращении площадей для выпаса скота, о пенсиях, срок выдачи которых передвинули на день... Люди не вникают в тонкости того, кто за что ответственен. Если ты депутат, изволь разобраться в конкретном вопросе, выяснить, кто обязан его решить. И бывает очень трудно объяснить, что для ремонта крыши у депутата нет ни полномочий, ни самого главного — денег. Деньги есть у местной власти. А вот куда она их направит, это зависит от решения депутатов. Кстати, «куда» — весьма непростой вопрос. Ответ на него рождается в борьбе приоритетов, так как бюджетный карман не бездонный. Например, что предпочтительнее — доплаты пенсионерам или строительство очередного дома?..

— Всегда ли приоритеты расставляются правильно?

— Законодательное собрание — коллективный орган власти, поэтому любое решение, принятое депутатским корпусом, нужно уважать и с ним считаться. Мы понимаем, что невозможно решить все проблемы сразу и при этом всем понравиться. Возьмем налоги: никто не любит их платить. И к внедрению чего-то нового в этой области всегда отношение отрицательное. Тем не менее государству без налогов не прожить, поэтому приходится принимать довольно непопулярные решения. И только спустя какое-то время можно сделать вывод о том, правильно или неправильно были определены приоритеты.

— Вы согласны с тем, что главное в депутатской деятельности — нравственность?

— Она, безусловно, важна. Но особенность работы депутата в том, что важны и личные, и профессиональные качества. Одно без другого теряет всякий смысл.

— И все-таки безнравственным быть во власти проще?

— Определенно да. Твердость и убежденность депутата далеко не всегда устраивают высоких чиновников.

— Как вы считаете, привить порядочность человеку возможно?

— Это качество не столько заложено в самой натуре, сколько дается воспитанием. Порядочности надо учить еще в семье — полноценной, без насилия, с добрыми традициями и укладом. От того, какой мир окружает ребенка с детства, какие вкусы ему прививаются и какие жизненные ориентиры намечаются, во многом зависит его будущее. Пока, к сожалению, в России и в Приморье в частности нет культа семьи.

— Вы его провозглашаете?

— Я, можно сказать, культ семьи исповедую и считаю, что здоровая, дружная семья нуждается в том, чтобы ее пропагандировали. Как бы ни звучало банально, но семья — это действительно основа общества. В людях также необходимо воспитывать и чувство любви к родине, большой и малой.

За себя, а не за того парня

— Сотрудники вашего аппарата говорят, что вас нельзя причислить к одному типу руководителя: «Сопчук и жесткий, и либеральный». Этот стиль управления обусловлен необходимостью быть часто дипломатом или чертами характера?

— Я бы сказал, характером решаемых проблем. К сожалению, бываю предельно жестким с подчиненными. Когда меня назначили главой районной администрации, я сразу сказал: «Как только почувствую, что за кого-то работаю, сразу этого человека уволю». Не могу мириться с подобным отношением. Я должен за себя работать.

— Сегодня вы можете сказать: «Моя профессия — политик»?

— Да, я пришел к пониманию этого.

— Шли целенаправленно или на поводу у случая?

— Трудно давать характеристику самому себе, но попробую. Таких, как я, обычно называют людьми с активной жизненной позицией. Это был осознанный выбор. И в школе, и во время работы. Решение о моем выдвижении для участия в первых выборах на альтернативной основе в 1990 году принималось на собрании совхоза. Я согласился, поскольку чувствовал готовность взять на себя ответственность перед сельчанами. Не хотелось бы, чтобы это звучало высокопарно. Просто я считаю: если человек чувствует свою способность изменить ситуацию в селе, районе, крае в лучшую сторону, то он должен попробовать это сделать. И уже избиратели будут делать вывод о том, насколько хорошо это у него получается.

— Пост, который вы сейчас занимаете, наверняка не последний в вашей карьере?

— Год назад меня спрашивали, буду ли я баллотироваться в Госдуму. Отвечал: не хочу. И мнение мое не изменилось. Когда я смотрю на нынешний состав Государственной думы, то понимаю, что в представительном органе края я могу сделать больше, быть более свободным в своих суждениях и принимаемых решениях. Что еще есть? Губернаторские выборы в следующем году? Нет, участвовать не планирую. Считаю, нынешний губернатор делает многое для жителей Приморского края, и чтобы продолжить свои начинания, ему следует выдвигаться на второй срок. А мне интересно заниматься тем, чем я занимаюсь сегодня. Состав Законодательного собрания третьего созыва несколько отличается от предыдущих — со мной работают люди, которые добились многого не только на депутатском поприще. Поэтому в ближайшие два года необходимо сделать как можно больше, чтобы поднять авторитет Законодательного собрания, показать его важность.

БЛИЦ

— Приходилось разнимать дерущихся депутатов?

— К счастью, пока прилюдных драк в Законодательном собрании не было.

— Ваш круг общения?

— Помимо политиков и чиновников это старые друзья. Никакой дистанции с ними нет.

— Вы человек протокола?

— В меньшей степени. Больше стараюсь придерживаться неформального общения.

— Вам известно, сколько стоит пакет молока в магазине?

— Нет. Продукты покупает жена.

— За что себя уважаете?

— За любовь к родителям и Родине.

— Как реагируете, когда вам стыдно на заседании за поведение того или иного депутата?

— Молчу, не подаю вида. Все сказанное и сделанное — на совести человека. Если только это не нарушает регламент.

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ