2004-03-16T15:30:00+10:00 2004-03-16T15:30:00+10:00

Андрей Загорский: «Работа строится на добросовестной конкуренции»

Региональный исполнительный директор торгового дома о доле рынка и специализации компаний

customsunion.ru |  «Работа строится на добросовестной конкуренции»
customsunion.ru

Об итогах работы НК «ЮКОС» на Дальнем Востоке и в Приморье за прошлый год, а также о ситуации на топливном рынке региона, социальных программах, которые реализует компания, по просьбе корр. «К» рассказывает исполнительный директор по Дальнему Востоку ООО «Торговый дом «ЮКОС-М» Андрей Загорский.

— Андрей Юрьевич, с какими результатами закончил прошлый год торговый дом?

— Хотел бы отметить, что все филиалы ТД «ЮКОС-М» на Дальнем Востоке не только осуществили все, что было запланировано на 2003 год, но и смогли значительно увеличить свою долю на ДВ рынке. Были освоены новые территории. В прошлом году состоялся выход на рынок нового продукта — автомобильных фасованных масел U-tech, динамика роста продаж которого находится на впечатляющем уровне, и это далеко не предел. В общем, по итогам года объемы реализации нефтепродуктов в Дальневосточном регионе составили 780 тысяч тонн. По результатам работы всей компании на внутреннем рынке реализовано около 15 миллионов тонн нефтепродуктов.

— На какую территорию распространяется юрисдикция Владивостокского филиала ТД «ЮКОС-М»?

— Владивостокский филиал ТД работает на территории всего Приморского края. Через него также ведутся продажи на Камчатку и Магадан. Компания «ЮКОС» непосредственным образом участвует в социально-экономической жизни регионов, в которых присутствуют ее структуры. Мы не только являемся одним из основных поставщиков на Дальний Восток высокооктановых бензинов, но и активно участвуем в снабжении энергоносителями администраций всех уровней.

— Какую долю рынка занимает торговый дом в Приморском крае?

— Сегодня мы ведем оптовые продажи и делим рынок с другим крупными компаниями. В процентном отношении картина следующая: бензины — 10-12%, дизтопливо — 18-20%, мазут — 28-30%.

— Кто на сегодняшний день является основными игроками на топливном рынке Приморского края?

— В целом на рынке Приморья, как и на Дальнем Востоке действуют три крупных компании: НК «Альянс», «Роснефть» и НК «ЮКОС», каждая из которых имеет свою нишу. Если говорить о розничных продажах в Приморье, то здесь лидирующее положение занимает «Приморнефтепродукт», который имеет в своем активе большое количество АЗС.

Наш филиал ТД «ЮКОС-М» во Владивостоке, не имея собственной автозаправочной сети, в основном занимается оптовой реализацией бензина и дизельного топлива. И наши основные покупатели — это крупные компании, оптовики и независимые автозаправки. Так что приморский автолюбитель, пусть и косвенно, уже знаком с бензинами «ЮКОСа», которые соответствуют не только ГОСТам России, но и стандарту Евро-2. А дизтопливо под этой маркой здесь вообще по-своему уникальное, поскольку называется «экологически чистым», так как содержание серы в нем не превышает 0,03% при определенной ГОСТом норме 0,2%. К слову сказать, двигатели иномарок (особенно новых) очень чувствительны к содержанию серы в дизельном топливе.

— Насколько сильна конкуренция на топливном рынке Приморского края?

— Рынок поделен между крупными компаниями, каждая из которых имеет свою долю и преимущества, но говорить о жесткой конкуренции не приходится. Хотел бы отметить, что как с «Альянсом», так и с «Роснефтью» у нас нет «острых углов», работа строится на добросовестной конкуренции. Кроме того, при дефиците нефтепродуктов на рынке мы поддерживаем в разных регионах эти компании своим ресурсом.

— В прошлом году вы начали продавать масла U-TECH. Насколько удачным оказался вывод нового продукта на местный рынок?

— На сегодняшний день на приморском рынке автомасел присутствуют практически все мировые производители. Очень малую долю занимают масла российского производства. По моему мнению, это объясняется тем, что до сих пор отечественный производитель не мог предложить достаточно конкурентоспособный продукт. Ситуацию уже исправила наша серия масел U-TECH, которая уже полгода поставляется с Ангарского нефтехимического комбината. Его эксплуатация в японских машинах и сделанные на базе независимой лаборатории тесты подтверждают, что масло соответствует самым высоким мировым стандартам. При этом цена на него доступна для любой категории покупателей. Благодаря этому, а также высокой степени защиты канистры от подделок масло уже получило признание у дальневосточных автолюбителей.

— На ваш взгляд, справедливо ли говорить о существовании некоторой специализации среди топливных компаний?

— Безусловно, специализация есть. Вообще, весь бизнес нефтепродуктов можно условно разделить на 4 направления: а) продажи на внутреннем рынке, которые разделяются на розницу (АЗС) и опт (продажи для розничных точек, поставки на нужды администраций и т.д.); б) экспорт (в Приморье им в основном занимаются производители нефтепродуктов); в) логистика (организация морских и ж/д перевозок, услуги нефтебаз и т.д.); г) бункеровка судов. Так или иначе, каждая компания специализируется на том или ином виде бизнеса. Другое дело, что для повышения эффективности своей деятельности компании зачастую играют на нескольких полях, совмещая, например, логистику и бункеровку, опт и розницу и т.д.

Производители нефтепродуктов, финансовые возможности которых несравненно выше, чем у обычных компаний, предпочитают работать по всем направлениям, но, как правило, работа по каждому из них осуществляется самостоятельным подразделением в составе интегрированной структуры.

— На ваш взгляд, почему в Приморском крае почти не развит франчайзинг на топливном рынке?

— Если в общем, то это происходит потому, что конечному потребителю (автомобилисту) до последнего времени не нужен был брэнд как таковой. Средний приморский автолюбитель очень хорошо разбирается в автомобилях, но имеет довольно слабое представление о топливе. На сегодняшний день ситуация меняется. Люди все больше внимания уделяют качеству продукта, который они заливают в бензобак своего автомобиля. Следующим этапом на рынке будет выработка потребительских предпочтений, основанных на качестве. Затем, как следствие, будет вырабатываться лояльность конечного потребителя тому или иному производителю. Только после этого франчайзинг станет тем рыночным механизмом, который позволит обычному владельцу АЗС увеличить свои продажи за счет интеграции с именем того или иного производителя, и значит, будет востребован на нашем рынке.

— Не планирует ли компания заниматься розничной продажей нефтепродуктов?

— На данный момент Компания не предполагает развивать свою собственную розничную сеть. Наш нефтеперерабатывающий завод — Ангарский — находится довольно далеко отсюда. Транспортировка нефтепродуктов идет по железной дороге, поэтому рост ж/д тарифов оказывает существенное влияние на эффективность продаж на Дальнем Востоке. В рознице в текущем году реализация будет идти в основном через АЗС, которые работают исключительно с нашим продуктом. Выделение ресурсов и объемы продаж будут на уровне прошлого года. Сейчас ведется работа по определению клиентской базы, которая будет формироваться по критериям, принятым за основу в Компании. Прежде всего — ориентация на качество. НК «ЮКОС» гарантирует качество на всех этапах производства и транспортировки нефтепродуктов, очень жестко подходя к вопросу контроля качества. Поэтому при формировании клиентской базы мы предъявляем такие же жесткие требования и к нашим потенциальным партнерам.

— Как компания вовлечена в социально-экономическую жизнь региона?

— В целом по России НК «ЮКОС» известна своей активной поддержкой социальной сферы. Всего в 2003 году компанией на благотворительность было выделено 2,84 миллиарда рублей. В 2004 году запланировано уже 3,12 миллиарда рублей. «ЮКОС» ежегодно реализует большое число проектов в каждом регионе, и Дальний Восток не исключение. Так, благодаря инициативе и спонсорской поддержке НК «ЮКОС» в 2002 году был открыт региональный центр интернет-образования во Владивостоке, осуществляющий переподготовку учителей в сфере интернет-технологий. На его базе уже прошли повышение квалификации 2000 человек. Такой же центр в 2003 году был открыт в Биробиджане, который обучил уже более 635 человек.

— Что для руководителя филиала одной из крупнейших топливных компаний страны означает понятие «социальная ответственность бизнеса»?

— Социальная ответственность бизнеса — это прежде всего корректная работа компании, основанная на правилах, которые устанавливает государство: уплата налогов, своевременная выплата зарплаты, ответственные отношения с партнерами и клиентами, открытость бизнес-процессов. Остальное — дело государства.

Наша Компания всегда соблюдала эти принципы и отступать от них не намерена.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ