Надежда Ян: «Мы теперь многое знаем о каждом физическом лице»

Надежда Ян, и. о. начальника УФНС по Приморскому краю. Родилась в 1963 г., в с. Базово Новосибирской области. В 1985-м окончила Новосибирский институт советской кооперативной торговли по специальности «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности». В 1985–1991 гг. — старший ревизор ревизионной комиссии Приморского краевого Совета потребительских обществ. В 1992–1993 гг. — главный бухгалтер в коммерческих организациях. В 1993–1997 гг. — на различных должностях Налоговой инспекции по Ленинскому району г. Владивостока. 1997–2002 гг. — заместитель руководителя Налоговой инспекции по Ленинскому району г. Владивостока. 2002–2013 гг. возглавляла Инспекцию ФНС по Первореченскому району г. Владивостока, Инспекцию ФНС по Фрунзенскому району г. Владивостока, Межрайонную инспекцию ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю. 14 января 2014 г. назначена на должность заместителя руководителя УФНС по Приморскому краю. С февраля 2018 г. исполняет обязанности руководителя управления.  Фото: предоставлено УФНС по Приморскому краю | «Мы теперь многое знаем о каждом физическом лице»
Надежда Ян, и. о. начальника УФНС по Приморскому краю. Родилась в 1963 г., в с. Базово Новосибирской области. В 1985-м окончила Новосибирский институт советской кооперативной торговли по специальности «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности». В 1985–1991 гг. — старший ревизор ревизионной комиссии Приморского краевого Совета потребительских обществ. В 1992–1993 гг. — главный бухгалтер в коммерческих организациях. В 1993–1997 гг. — на различных должностях Налоговой инспекции по Ленинскому району г. Владивостока. 1997–2002 гг. — заместитель руководителя Налоговой инспекции по Ленинскому району г. Владивостока. 2002–2013 гг. возглавляла Инспекцию ФНС по Первореченскому району г. Владивостока, Инспекцию ФНС по Фрунзенскому району г. Владивостока, Межрайонную инспекцию ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю. 14 января 2014 г. назначена на должность заместителя руководителя УФНС по Приморскому краю. С февраля 2018 г. исполняет обязанности руководителя управления. Фото: предоставлено УФНС по Приморскому краю

Исполняющая обязанности руководителя УФНС России по Приморскому краю Надежда Ян считает, что за десятилетия деятельности налоговая система стала только удобнее и гибче — как для собирателей средств, так и для плательщиков.

Стандартная нагрузка

— Надежда Владимировна, несмотря на то, что экономика региона не в лучшем состоянии, налоговая год от года выполняет намеченные планы по сбору средств?

— За 8 месяцев поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации из Приморского края выросли на 10,4% к аналогичному периоду прошлого года, до 71,36 млрд рублей. Поступления в краевой бюджет составили 51,19 млрд (плюс 14,7%), в муниципальные — 12,41 млрд (рост на 8,6%).

Следить за стабильностью поступлений — наша главная задача. Существует концепция планирования налоговых проверок, где по отраслям рассчитана нагрузка. Если растет заработная плата — должны соответственно увеличиваться налоговые поступления, страховые взносы. Мы учитываем рост экономики, инфляцию, рассчитываем, какой должен быть рост налогов. Если он меньше, выясняем причины.

— Часто от предпринимателей можно услышать жалобы на высокие налоги в России, власти утверждают, что они — на уровне развивающихся стран. У кого правда?

— Недавно мы разбирали ситуацию по предприятию, у которого налоговая нагрузка — всего 0,7% от оборота (средства по счетам проходят огромные). Если смотреть по концепции планирования, для такой компании «стандартная» нагрузка должна быть 2,7%. Для некоторых видов экономической деятельности норматив по налоговой нагрузке установлен вообще в размере 1%. Так что судите сами, насколько в России огромные налоги.

В любом случае, получив сведения о снижении поступлений, мы не можем сказать, что предприятие — злостный нарушитель. Обязательно разбираемся. Возможно, были произведены серьезные капитальные вложения. Но бывают ситуации, когда в текущем налоговом периоде на компанию, напротив, ложится высокая нагрузка (к примеру, предприятие заплатило дивиденды, провело крупную сделку, получило доход от депозитов). В любом случае, налоги — не 60–70% от доходов.

— У налоговой службы большие полномочия — вплоть до возбуждения уголовных дел против тех, кто не платит налоги…

— Санкции, которые мы применяем в разных ситуациях, начинаются от штрафов. Какие-то объекты не внесены в налоговую базу, занижены доходы, завышены расходы, не применяется контрольно-кассовая техника (ККТ). В нынешнем году по результатам выездных проверок мы передали 16 материалов на возбуждение уголовных дел. Конечно, такого понятия, как «фирма-однодневка», в Налоговом Кодексе нет. На практике это компания, которая используется реальными фирмами ради того, чтобы увеличить налоговые вычеты, расходы, провести фиктивные сделки, обналичить денежные средства.

«Однодневки» определяются по косвенным признакам. Компания находится не по адресу; в отчетности дебет равен кредиту; учредитель сообщает, что он зарегистрировал предприятие за вознаграждение, но по факту не участвует в его деятельности. В прошлом году мы ликвидировали около 3 тыс. таких компаний. Лица, которые занимаются созданием фиктивных фирм «на поток», преследуются и в уголовном порядке. Дела против организаторов «фирм-однодневок» возбуждаются по ст. 170, 173 УК РФ. Есть сайт: «проверь контрагента» (zachestnyibiznes.ru), где опубликованы списки «фирм-однодневок».

— В последнее время в арбитражных судах рассматривается немалое число споров, связанных с возвратом НДС. Есть ли здесь тенденция?

— Не сказала бы, что обжалования в арбитраже массовые, их не больше, чем в прошлые годы. Как правило, суммы не столь значительные — 3–5 млн руб. Что касается администрирования налога на добавленную стоимость, программа АСК НДС позволяет нам проследить цепочку платежей до шестого контрагента, оценить фирмы по зонам риска: «красная», «желтая», «зеленая». «Красная» компания — однозначно фирма-однодневка, «зеленая» — нормальный контрагент. Если компания «красная», обращаемся к плательщику с требованием погасить обязательства, если он не соглашается, составляем акт.

— Существует ли статистика по количеству налоговых платежей, выплаченных резидентами ТОР и свободного порта за последние отчетные периоды? Выиграл или проиграл бюджет от их внедрения?

— На учете в УФНС состоят 74 резидента территорий опережающего развития, крупнейшие — ССК «Звезда», АО «ДВЗ «Звезда», «Мерси Трейд». Объем капитальных вложений, предусмотренных соглашениями резидентов, составляет на 1 сентября 972,2 млрд рублей. Объем поступивших вложений — 32 млрд. Создано около 9 тыс. рабочих мест. Сумма уплаченных налогов и сборов, с учетом страховых взносов, составила за 8 первых месяцев 2018 г. 2,2 млрд руб. — это на уровне аналогичного периода 2017 г.

Свободный порт Владивосток более популярен у потенциальных инвесторов. Первый резидент оформил соглашение в марте 2016 г., а на сегодняшний день резидентами СПВ уже стали 722 организаций и индивидуальных предпринимателей. Крупнейшие налогоплательщики — «Восточный порт», «Порт Ливадия», ООО «Промышленный парк «Уссурийский».

Объем капитальных вложений, предусмотренных соглашениями резидентов СПВ, составляет 348 млрд рублей, уже поступивших — 30 млрд руб. Объем предоставленных резидентам ТОР и СПВ за 8 месяцев 2018 г. льгот составил более 1 млрд руб. За этот же период резиденты заплатили налогов на 1,3 млрд рублей.

Как видите, опасения, что снизятся налогооблагаемая база и поступления в краевой бюджет, не оправдались. Суммы поступают приличные, созданы рабочие места — уже более 14 тыс. Продолжается период капитальных вложений. Мы ожидаем, что когда на предприятия будет поступать выручка от реализуемой продукции, налоговые платежи существенно возрастут.

Долгов стало меньше

— Сегодня УФНС занимается сбором задолженности не только по налогам, но и страховым взносам. «Радиоприбор» и некоторые другие предприятия должны были значительные суммы. Как решается эта проблема?

— Общая задолженность по налогам, пеням, страховым взносам — порядка 15,7 млрд рублей. Тем не менее за год нам удалось снизить задолженность на 5,1 млрд рублей, (минус 24,7%). Всю погасить, конечно, невозможно. Повлиял кризис, оборотные средства предприятий сократились. Есть теневые, брошенные бизнесы, учредители которых не хотят платить налоги и открывают новые предприятия. Ряд предприятий — в стадии банкротства.

Часть задолженности по страховым взносам (безнадежные долги, с прошедшими сроками) мы списали. Но в нынешнем году рост поступлений по страховым взносам составляет 121% к уровню прошлого. О чем это свидетельствует, учитывая, что зарплаты выросли на 11,1%? Больше стало поступать задолженности, на предприятиях проводится легализация заработных плат.

При этом около миллиарда по всем видам налогов должны физические лица. Желательно, чтобы приморцы не забывали о необходимости оплачивать налоговые уведомления — не только новые, но и старые. Если мы взыскиваем задолженность принудительно, через судебных приставов, при сумме свыше 30 тыс. руб. физическому лицу ограничат выезд за границу. Если физическое лицо просрочило платежи, то дополнительно с него взыщут судебные издержки, гос­пошлину, сбор приставов.

Мы продолжаем кампанию по легализации налоговой базы. Определенные успехи есть по выводу из «серого сектора» доходов, получаемых от сдачи жилплощади в аренду физическими лицами. Мы привлекаем неплательщиков к ответственности, списки этих лиц у нас есть. Хотя суммы к доплате небольшие (10–15 тыс. в год с человека), за 2016 г. было собрано около 30 млн рублей. Граждане сигнализируют о том, что соседи сдают квартиры нелегально, нам помогают участковые, администрации муниципальных образований. Проводим рейды, привлекаем СМИ.

— Предприниматели говорят об усложнении документооборота, связанного с бухгалтерской отчетностью. Насколько это справедливо?

— Создание комфортных условий для ведения предпринимательской деятельности — один из основных приоритетов нашей службы. Экспертами подсчитано, что в 2013 г. среднее время трудозатрат, потраченное на подготовку и сдачу налоговой отчетности (time to comply), для модельной компании составляло 177 часов. В 2015 г. это время сократилось до 160 часов, в 2018 г. планируется его уменьшить до 150 часов.

Сокращение общих временных затрат ведется по разным направлениям. Отменена сдача промежуточной бухгалтерской отчетности за отчетные кварталы. Основная масса компаний представляет ее один раз в год. Для малых и микропредприятий установлена возможность применения упрощенной формы бухгалтерского учета. Установлен запрет на повторное истребование другими федеральными органами исполнительной власти налоговой отчетности, ранее представленной в налоговые органы. ФНС публикует действующие контрольные соотношения, которые позволяют налогоплательщикам выявлять и исправлять ошибки до представления деклараций.

На сайте ФНС России nalog.ru работают сервисы, в том числе ориентированные на успешное ведение бизнеса без посещения налоговых органов. К примеру, «Личный кабинет налогоплательщика — физического лица», «Личный кабинет налогоплательщика — юридического лица», «Узнать о жалобе». Создана возможность получения различных справок, актов сверок расчетов с бюджетом, сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

ФНС внедряет бесконтактные методы взаимодействия с налогоплательщиками посредством телекоммуникационных каналов связи (ТКС). Налоговые инспекции края на 1 октября 2018 г. приняли налоговую отчетность в электронном виде у 82% юридических лиц и более 53% ИП.

В данном формате налогоплательщикам нет необходимости приходить в инспекции, не требуется дублирования сдаваемых документов на бумаге, сокращаются технические ошибки (отчетность формируется в утвержденном формате с использованием средств выходного контроля). Данные, представляемые по ТКС, защищены от просмотра и корректировки третьими лицами. Все налогоплательщики, представляющие налоговую отчетность по ТКС, имеют возможность получения в электронном виде необходимых справок, актов, разъяснений и т. д. Могут направить запрос информационного характера в налоговые органы.

Так, во II квартале 2018 г. 22 тыс. налогоплательщиков края получили порядка 65 тыс. информационных услуг в электронном виде.

Абсолютный контроль

— Как происходит переход на онлайн-кассы в Приморском крае? Действительно ли вскоре в регионе полностью, в реальном времени будут отслеживаться все расчеты в розничной торговой сети?

— Эта работа проводится в три этапа. С июля 2017 г. и июля 2018 г. мы переводили соответственно крупные предприятия и розничную торговлю на систему применения контрольно-кассовой техники (ККТ), в основе которой лежит онлайн передача информации о каждом расчете в ФНС России. Первый этап — наиболее простой, поскольку крупные компании давно пользуются ККТ. По второму этапу по Приморскому краю более 5000 налогоплательщиков зарегистрировали 18 тыс. онлайн-касс. В настоящий момент уже 94% магазинов работают как положено.

В рамках последнего этапа реформы до 1 июля 2019 г. на новый порядок предстоит перевести оставшиеся категории налогоплательщиков в сфере малой торговли и оказании услуг, ранее не применявших ККТ (микропредприятия). Как мне представляется, третий этап реформы будет наиболее сложным. Представьте, микропредприятия в отдаленных сельских территориях, где проблемы с Интернетом. Компании, предоставляющие бытовые услуги (починка обуви, парикмахерские и т. д.), которые практически ККТ не пользуются. Кстати, в целях поддержки ИП предусмотрен налоговый вычет до 18 тыс. руб. на каждую единицу ККТ. Многие им воспользовались.

Проект ККТ создает максимально удобную для граждан и бизнеса среду общения с налоговыми органами и обеспечивает рост поступлений в бюджеты всех уровней. Особенно актуален фискальный эффект для региональных и местных бюджетов. За счет легализации налоговой базы налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, 25% поступлений которых происходит за счет торговли.

Аккумулирование в режиме онлайн информации о продажах со всех торговых точек, включая наименования товаров, услуг и их фактической цены дает представление о реальном статусе экономики в масштабах региона. Новые возможности открываются для мониторинга цен на социально значимые товары, выявления превышения предельного уровня цен, мониторинга и анализа социальной активности, покупательной способности граждан, спроса и потребления, потребительской корзины.

— Какие преимущества новая система дает бизнесу?

— В первую очередь, это выравнивание конкурентных условий, практический отказ от проверок, возможность регистрации кассы через сайт ФНС России, полная ликвидация кассовой отчетности. Потребителю проще защищать свои права за счет перехода на электронные чеки, которые можно получать и хранить в электронном виде, а также быстро и удобно проверять с помощью мобильного приложения.

Конечно, система беспрецедентная. В Москве в здании ФНС мне показывали стенд, где в режиме реального времени высвечивается, сколько получено НДС по стране, количество выданных чеков. Можно проследить всю цепочку до конкретного магазина. Продвинутые граждане установили мобильное приложение на телефон и могут считать эти чеки, а затем проверить, обработаны ли они в системе.

«Кадастровые каникулы»

— Как вы попали в систему налоговой службы?

— После окончания института работала в Приморском Крайпотребсоюзе. В 1991 г. оказалось, что ревизоры там больше не нужны, набиралась опыта бухгалтерской работы в различных коммерческих структурах. Пригласили работать в налоговую инспекцию Ленинского района, попробовала, оказалось, я — на своем месте.

— Сложнее ли было работать в 1990-е годы, чем теперь?

— Шло становление службы. Главная проблема заключалась в сборе платежей, пополнении бюджета. Тяжело приходилось с техническими вопросами. Поначалу не было даже телефона! Бегали через дорогу в чужую организацию, садились на телефон, вызванивали должников и требовали перечислить средства. Кстати, многие из них работают до сих пор и аккуратно платят налоги. Проводили бесконечные проверки, в чем нам помогала налоговая полиция, которой руководил Александр Ролик.

По сравнению с 1990-ми обеспечение деятельности на хорошем уровне. Есть все необходимое: мебель, бумага, компьютеры. Появилось много электронных сервисов. Можно посмотреть налогоплательщика очень «глубоко», не выходя из кабинета. Работает онлайн обмен данными с банками, другими структурами. Мы много знаем теперь о каждом физическом лице.

Проще стало и налогоплательщикам. Раньше в инспекции для сдачи отчетности стояли большие очереди, теперь это делается в электронном виде. Налоги платят, как говорится, «не сходя с дивана». Также можно подать форму 3-НДФЛ, получить социальный имущественный вычет. Сейчас мы проверяем в ходе выездных проверок мало налогоплательщиков, всего около 80-ти в нынешнем году. Делаем это очень избирательно, только в случае, если есть признаки ухода от налогов.

— На что жалуются налогоплательщики?

— На наши действия, бездействия, акты проверок. Оспаривают зачеты и возвраты, требования, неправильно исчисленные налоги. Все мы люди и можем ошибаться. Кроме того, УФНС — не только налоговый, но и регистрирующий орган, уполномоченный орган по банкротствам. На действия в этих сферах деятельности тоже поступают жалобы.

— В чем главная проблема управления?

— Как и везде — дефицит кадров. Ждем студентов, но они к нам не приходят работать. Побывают на практике, и больше их не видим. Раньше молодых специалистов было больше. Требования к государственным служащим высокие, темп работы большой, поэтому выдерживает не каждый. Хотя те знания и опыт, которые получают люди в УФНС, затем востребованны. Многие работают потом в судах, известных аудиторских компаниях.

— Какой наиболее сложный аспект в работе налогового инспектора? Есть ли правдивый образ налоговика в кино или литературе?

— Про образ затрудняюсь сказать — на ум приходят только мытари из Библии (улыбается). Непросто иногда общаться с налогоплательщиками. Мы — служба, которая забирает. В больнице вам дают таблетку, в администрации — справку. В налоговой службе вы отдаете деньги и ничего взамен. Соприкасаются с нами люди довольно часто: как предприниматели, так и физические лица.

Вот человек пишет письмо: «Я за личные средства построил дом, почему должен платить налог?». С другой стороны, есть сознательные граждане, имеющие квартиру, дом, которые обращаются: почему нам не начисляют налог на имущество? В Приморье 90 тыс. объектов вообще не попадает под налогообложение — это новые объекты, которые построены после 2012 г. Они оцениваются по кадастровой стоимости, а в регионе пока взимается налог на имущество по инвентаризационной стоимости. Процесс перехода на кадастровую стоимость затянулся — такова позиция краевой власти. Это значит, в частности, что мы не можем применить вычет, который положен при кадастровой оценке.

Комментарии (5)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
Псевдоним | Отправлено: 9 октября 2018, 19:10
а как отказаться от инн?
Аноним | Отправлено: 9 октября 2018, 19:08
кровососы и паразиты.
Алексей | Отправлено: 9 октября 2018, 18:24
Интересно про налоговую нагрузку.....из чего процент сложился в 2-3%? НДФЛ, прибыль, НДС, фонды, Пенсионный фонд......В среднем от выручки 30% платим различных налогов и взносов. Или может есть талантливые налогоплательщики?
........................... | Отправлено: 9 октября 2018, 17:23
Все отказываемся от ИНН, тем самым Мы становимся Людьми, а Не физическими лицами - налогоплательщиками........,,, ( ящиком на складе)) И так называемая налоговая будет тупо курить в сторонке............................
Невский | Отправлено: 9 октября 2018, 16:00
По мнению Ян один из критериев фирмы -"однодневки": "в отчетности дебет равен кредиту". И это главный налоговик по краю говорит? Да .... эта власть, мягко говоря, очень безграмотна ... Надежда Ян, зарубите себе на носу, что правильный баланс, это когда Актив (дебет) равен Пассиву (кредит).
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ