2018-09-06T15:02:02+10:00 2018-09-06T15:02:02+10:00

Кризис подошел к своей точке: средний класс вымывается из продаж

Почему в Приморье не наблюдается потребительского бума образца 2014 года

Подъем курса иностранных валют, девальвация рубля — ситуация напоминает ту, что наблюдалась в конце 2014 г., когда население в массовом порядке меняло слабеющую нацвалюту на крупногабаритные товары «по старым ценам». Нарасхват шли холодильники, телевизоры, цифровая техника, мебель и другое. Однако ТОГО потребительского бума сегодня в Приморье не наблюдается. Почему?

Виталий Дубовой, соучредитель сети магазинов «Домотехника»: «Мы не почувствовали никакого ажиотажа, хотя в целом август был для нас удачным месяцем, но это связано с жаркой погодой и повышенным спросом на климатическую технику. Настоящий потребительский бум случился в декабре 2014 г., когда товарооборот вырос минимум на 25%. Сегодня совсем другая ситуация: во-первых, курсовая разница в четыре рубля не так значительна. Во-вторых, стабильности нет, на руках у населения стало меньше наличности, люди, наоборот, занимают выжидательную позицию».

Социологические исследования давно показывают, что покупательная способность населения и до всяких «времен покорения Крыма» была невелика. Спрос последние годы держался на подпорке в виде потребительского кредитования. В 2018 г. круг замкнулся. «Не надо искать какие-то хитрые причины, все совершенно очевидно. Политика Банка России и Минфина, связанная с максимальным ослаблением рубля, привела к вполне ожидаемым последствиям. Это снижение доходов населения, так называемая дифференциация», — считает Максим Кривелевич, доцент кафедры «Финансы и кредит» Школы экономики и менеджмента ДВФУ, финансовый консультант.

По данным исследования «Ромира», в нынешнем году падение среднего чека вышло за финансовые рамки практически во всех федеральных округах России. Рост суммы среднего чека в июле был зафиксирован только на Северном Кавказе, где за одну покупку в магазине местные жители стали тратить сразу на 92 руб., или на 15%, больше. Зато в Южном федеральном округе сумма чека сократилась сразу на 7,6%. В остальных федеральных округах падение оказалось менее выраженным — от 7,5% в Дальневосточном до 0,3% в Центральном. В июле 2018 г. сумма среднего чека россиянина опустилась до 496 руб., что стало минимальным значением с марта 2016 г.

Виталий Рыкалов, маркетолог торговой сети «Фреш 25»: «Снижение покупательной способности присутствует: поднялись цены, снизились доходы у населения. Поэтому потребительскую корзину теперь наполняют более дешевые аналоги того, что мы все привыкли покупать ранее. Для наших покупателей мы устраиваем разнообразные акции, также на наших полках присутствуют товары социально значимой группы по специальным ценам. Это пользуется спросом».

Максим Кривелевич: «Для потребительского рынка важно наличие платежеспособных клиентов. Однако форма квазиналога убивает все на корню. Объясню на примере. Если у вас из заработной платы забрать 1/3 дохода в виде дополнительного налога, вы начнете прятать свои деньги. А если вместо 30 рублей за доллар сделать 68 рублей, то прятаться вам некуда: вы этот налог платите всякий раз, когда заходите в магазин».

Эксперты уверены: в 2014 г. люди делали свой выбор вопреки рациональным рассуждениям и элементарной логике. Просто они испугались, что дальше будет только хуже. По сути, им оставили выбор между «плохим» и «совсем плохим». Такой всплеск адреналина вряд ли быстро забудется. Да и будут ли основания все это забыть?

Однако эта нервная реакция на неожиданное столкновение с новой реальностью и присущий ей лихорадочный активизм, когда «надо срочно что-то делать», давно спала. И уже на смену мобилизационному импульсу все более явно приходит вполне ожидаемая апатия. Восприятие кризиса близко к «точке замерзания», когда «все равно уже случилось, и с этим ничего не сделать» и «все равно рано или поздно это закончится».

Дмитрий Алексеев, основатель и совладелец российской компании DNS: «Скачки доллара — вещь привычная для нас, остается только продолжать жить. Да, это типичный сценарий, люди понимают, что вся бытовая техника (или любая продукция в нашем деле) так или иначе привязана к доллару. Однако покупательный спрос измеряется в рублях, в которых наш потребитель получает зарплату. Также наш потребитель понимает, когда именно выгодней делать покупку того же ноутбука или холодильника. Например, к тому же Новому году. Следовательно, спрос только повышается. Я могу сказать, что на данный момент наша компания не имеет воздействия от падения курса рубля или понижения покупательной способности».

Сергей Косиков, генеральный директор «Городского риэлторского центра»: «Если сравнивать с 2014 г., то сейчас происходит все совсем не так: там существовали более серьезные экономические факторы (санкции, ситуация с Украиной). Все это было ново, и все это повлияло на то, что рубль пошел в крутое пике. Было совершенно не понятно, какую попытку предпримет Центробанк в попытке это все удержать. И вот в ситуации неопределенности — это была действительно национальная паника — начинали вкладывать свои средства в другие активы. Например, купить пять телевизоров, так как все у нас импортное. Или купить несколько квартир или хотя бы вложиться в одну, так как, худо-бедно, но недвижимость у нас давно находится в рублевой зоне и сильно от доллара не зависит.

Многие тогда потеряли деньги, так как уже к декабрю 2014 г. рубль резко пошел вверх, было повышение цен. Больше потеряли те, кто набирали в долларах по 100 рублей, а потом продавали их по 80.

Что происходит сейчас? Сейчас ожидается подъем курса рубля. Плюс есть достаточный запас прочности Центробанка. Даже если повторится то, что было в 2014 г., то люди уже не побегут массово скупать квартиры. В общем и целом рынок недвижимости к происходящей ситуации относится достаточно спокойно. Рост и падение цен обусловлены наличием покупательного спроса, а никак не курсом доллара. Что на первичном рынке, что на рынке «вторичек».

Не постиг бум в каких-то невиданных размерах и автобизнес. Александр Новиков, генеральный директор ООО «Успех-Авто», официального дилера Isuzu D-MAX: «Я не скажу, что покупательная способность упала. Продажи идут за счет того, что люди пользуются активно финансовыми инструментами кредитования. Более того, по автобизнесу действуют две хорошие программы: «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль» — это государственная поддержка. Если сравнивать с ситуацией в 2014 г., можно сказать одно: она была катастрофической. Падения продаж наблюдались практически в три раза. Небольшой рост продаж пошел в 2017 г. и в 2018 г. сохраняется. Сохранение идет только за счет государственной поддержки и хороших кредитных программ. Сейчас, повторюсь, у населения нет денег, чтобы прийти и купить автомобиль за наличные. Нет, такие случаи, конечно, бывают, но они единичные. 90% населения пользуются автокредитованием».

Ульяна Коломеец, генеральный директор компании «Винотека»: «В моменты экономической нестабильности в стране каждый житель сам решает, как планировать свои расходы, что убирать из wish-листа, а что оставить в списке постоянных расходов. В нашей сфере падение рубля отражается на том, что поставщики повышают цены на вино. Та продукция, которую мы закупали по повышенной цене, пока до нас еще не дошла. Вино идет у нас 3–4 месяца, поэтому это влияет на процесс торможения повышения цен с нашей стороны. Пока что наши клиенты покупают продукцию по старой цене, по той, по которой привыкли покупать последние 1,5 года. Что будет, когда придет товар по новой цене, — все очевидно. У людей есть свои приоритеты. Для кого-то роскошь встанет на последнее место. Для кого-то — если вино для них как хлеб и вода, то они будут продолжать приходить к нам и совершать покупки».

Если с алкогольной продукцией класса люкс все относительно понятно, то сфера ретейла, занимающая продажами ювелирных изделий, стала более показательной в вопросе понижения ажиотажа со стороны покупателей. Здесь возможности покупок со стороны среднего класса фактически исчезли. Теперь ситуация может именоваться не иначе как «из крайности в крайность».

Надежда Ткаченко, генеральный директор сети магазинов «Золотой ажур»: «Постепенно вымывается из сценария продаж средний класс. Именно от представителей этого класса были покупки стоимостью от 20 000 до 100 000 рублей. Сейчас покупки такой ценовой категории практически не наблюдаются. Клиенты совершают или очень дорогие покупки, либо это продажи до 15 000 рублей».

Технически антикризисные меры принимаются и будут приниматься, но все меньше ощущение, что граждане ждут каких-то невероятных и спасительных подвигов от власти. Как только закончится затяжной прыжок рубля на дно, а правительство произведет уже обещанный пересчет параметров бюджета от налоговых маневров, кризис может окончательно приобрести черты такой вот «новой стабильности», без ежедневных горячих новостей, потрясений и принципиальных изменений ситуации. В этой новой стабильности надо будет просто выживать, крутиться, сохранять по возможности спокойствие и ждать, что «и это тоже пройдет».

«Все чаще в корзинах покупателей можно наблюдать лишь то, что употребляется в еду каждый день: яйца, молоко, колбасы, пельмени, хлеб, печенье, вафли, курица. Статистики в соотношении покупки товаров класса люкс и ежедневного потребления мы не составляли, но и так видно, что дорогими коньяками, шоколадом, колбасами и сырами, рыбной продукцией наше население «балуется» все меньше и меньше: в «хитах продаж» этого сегмента не наблюдается. Да и зачем переплачивать, считает наш клиент, если можно купить достаточно хороший товар по желтым ценникам? — рассказали в торговой сети «ОК». — Акционные категории, кстати, уходят у нас в первую очередь, что, в принципе, не удивительно. Без желтых ценников хорошо уходит товар, если покупатель привязан к определенному бренду: тогда товар уходит даже про запас. Сами производители теперь сетуют на то, что население подсело на «акционную иглу». Последняя очень сильно влияет на прибыльность участников рынка. У нас лично было падение покупательного спроса на определенные категории товаров, но критических ситуаций не было».

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ