2018-08-21T13:30:23+10:00 2018-08-21T13:30:23+10:00

«В этом вызов, в этом наша задача»

Власть и бизнес обсудили насущные вопросы стратегии развития Приморья

В крае продолжается уникальный проект «Приморье, вперед!», цель которого — формирование стратегии развития региона с учетом мнения жителей. В рамках проекта проходит ряд публичных дискуссий представителей власти, бизнеса и общественности, во время которых выявляются путем общего голосования наиболее острые вопросы. Темой второй из пяти планируемых встреч стала транспортная доступность, развитие промышленного производства и экономики.

«Экономическое чудо в Приморье неизбежно. Для этого существуют абсолютно объективные причины. Россия — большое государство, влияющее на мировую экономику, и оно не имеет ни одного крупного экономического центра вблизи Азии, которая, в свою очередь, является драйвером экономического роста и самой быстроразвивающейся территорией. И это государственная задача, чтобы этот экономический, финансовый, промышленный центр появился, и Приморский край идеально подходит на эту роль», — сказал Константин Богданенко, вице-губернатор Приморского края, курирующий вопросы экономики и развития предпринимательства, проектного управления.

Стратегическое планирование

По утверждениям экспертов, малый и средний бизнес активно развивается. В Приморье заключено уже около 680 соглашений с резидентами свободного порта Владивосток на общую сумму более 300 млрд руб. с перспективой создания в крае около 40 тыс. рабочих мест.

Денис Гарин, исполнительный директор Ассоциации поддержки резидентов свободного порта Владивосток: «В Приморье созданы уникальные условия — ни в одном другом регионе нет такого внимания федеральной власти, как к нам. Это большой плюс. Свободный порт пользуется популярностью среди бизнеса. Сегодня в реестре уже более 800 инвестпроектов. Для Приморского края это значит хозяйствующие предприятия, налоги и рабочие места для населения. Уже есть первые истории успехов — это около 60 предприятий, которые запустились, и 2000 рабочих мест, которые уже созданы».

Константин Богданенко: «Эффект от работающих проектов не просто чувствуется. Я думаю, те, кто, к примеру, живут в Большом Камне, это абсолютно точно видят. Потому что производство, которое запускается сейчас в Большом Камне, — судостроительный завод «Звезда» — он не просто масштабен, он гигантский. Наша задача — умело находиться в кильватере этого процесса — всеми силами заниматься развитием местных локализационных процессов. Для судов нужны зеркала, мебель, розетки, провода и т. п. Это огромный рынок. Мы уже сейчас работаем над программой, которая будет стимулировать развитие локализационных производств. В этом вызов, в этом наша задача».

Долгие годы в Приморье планирования, которое включало бы в себя измерение потребностей, сведение их в единую систему и превращение в полноценную программу развития, не было. «Нам надо заниматься стратегическим планированием — разработать что-то вроде Госплана Приморского края», — уверен Александр Абрамов, директор научно-образовательного центра «Дальневосточный центр экономического развития и интеграции России в АТР», профессор ДВФУ.

«Мы двигаемся быстрыми темпами, но ситуация вокруг нас тоже меняется. Необходимы элементы стабильности как во внутренней, так и во внешней экономике. В целом, если говорить о нашем регионе, мы успеваем за изменениями. Сегодня в Приморском крае работают более 22 видов региональной поддержки, также есть федеральные инструменты поддержки. Но нет единого информационного портала, где можно было бы найти все предлагаемые меры поддержки, в том числе по отраслям. Насколько мне известно, сейчас ведется работа над упорядочиванием этой информации», — сказал Виталий Гуменюк, председатель Приморского краевого отделения Общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».

Ради качества

Приморье пытается наработать положительный опыт в области использования гибких методов управления и успешного соотнесения интересов множества участников крупного инвестиционного проекта.

Константин Богданенко: «Последние два года идет активная работа по уравниванию тарифов на электроэнергию между западной и восточной частями России. Здесь есть много проблем, административно это решить невозможно — прежде всего из-за инфраструктуры, которая долгое время не строилась. В конечном итоге это приводит к тому, что единой энергосистемы в стране не существует. Невозможно, просто переключив рубильник, переправить мощности электроэнергии с одной части страны в другую. В итоге это приводит к тому, что процесс выравнивания тарифов идет медленно. Но тем не менее он идет.

Лично мое мнение заключается в том, что проблемы и сложности предпринимателей и бизнеса вообще не столько связаны с ценой на электроэнергию, сколько с низкой доступностью этой электроэнергии. Для этого есть решения, но они требуют серьезной проработки. И эти решения называются стратегическим планированием».

Одно из наиболее успешных форм экономического взаимодействия сегодня осуществляется в малой авиации. Дмитрий Тыщук, первый заместитель генерального директора — директор приморского филиала АО «Авиакомпания «Аврора»: «90% составляющей успеха — это фактор регулярности. Еще один мощный залог успеха — продуктивное взаимодействие, которое сформировалось между авиакомпанией и администрацией Приморского края. Совместно мы постоянно мониторим ситуацию, реагируем на спрос, где-то частоты добавляем, где-то — убавляем, это все идет в живом режиме. Что касается расширения сети и новых маршрутов, то сегодня мы работаем над открытием в следующем году маршрута в Арсеньев, предлагаем рассмотреть Находку.

Сегодня самые востребованные внутрикраевые авиамаршруты — это Кавалерово и Дальнегорск. Также большой популярностью пользуются отдаленные направления: Терней (куда, кстати, недавно введен дополнительный рейс, и теперь вертолет туда летает по четвергам и субботам), Ангу, Светлая. Вертолет обеспечивает связь не только между краевым центром и этими населенными пунктами, но и между самими поселками. Данные рейсы зависят от наличия спроса, который, конечно же, сезонный — есть периоды, когда билеты более свободно есть в продаже, а лето всегда — это пик перевозок и все маршруты востребованы».

Александр Костенко, первый вице-губернатор Приморского края, курирующий вопросы промышленности, транспорта, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций, лесного хозяйства, управления природными ресурсами и охраны окружающей среды: «С 2016 г. объем перевезенных на самолетах по краю людей поднялся до 38 тыс. В ближайшие два года показатель вырастет до 42 тыс. Ставим вопрос о введении международного маршрута в Китай. Для перевозок на северных территориях работает вертолет Ми-8, его услуги пользуются спросом. Совместно с авиакомпанией «Аврора» мы работали и работаем над улучшением парка самолетов, достойно помогающих нашим жителям. Так, на арсеньевском заводе «Прогресс» строят новый пассажирский вертолет Ка-62».

Развивается и паромное сообщение. Олег Сиденко, генеральный директор АО «Восточная верфь»: «Приморский край имеет большую морскую территорию и славится хорошим отдыхом. Есть маршруты коммерческого использования и социальные. Люди живут на островах и в силу разных причин уезжают, острова брошены. Об этом, естественно, надо думать. Мы сегодня работаем над программой развития судостроения в Приморье, и она будет тесно связана с развитием морского краевого транспорта, с захватом большого блока регионального уровня».

Сейчас, по словам Александра Костенко, уделяется повышенное внимание к общественному транспорту. «Во Владивостоке есть собственная программа по замене автобусного и трамвайного парка, которая уже начала действовать в этом году, — отметил вице-губернатор. — Мы будем поддерживать приобретение новых автобусов на газомоторном топливе во Владивостоке. Так мы создадим конкуренцию муниципального транспорта и частного, а значит, повысим качество обслуживания пассажиров».

Экологичная перевалка

Приморье — это край, в котором пролегают большие транспортные пути. Через территорию свободного порта Владивосток проходят международные транспортные коридоры «Приморье –1» и «Приморье-2». Аэропорт Владивосток за 2017 г. принял больше 2 млн пассажиров. Выросли цифры международных и внутренних перевозок. Регион стал местом встречи Европы и Азии. И вопросы экологии выходят на первый план.

Александр Костенко: «2018-й стал годом, когда в Приморье от слов о сокращении перегрузки угля в черте городов перешли к реальным действиям. Один из показательных примеров стивидорных компаний, которые объявили о постепенном прекращении перевалки угля на своей территории, — это ОАО «Владморрыбпорт». В начале года руководство порта подписало с главой региона Андреем Тарасенко соглашение, по которому компания начинает поэтапное свертывание перегрузки твердого топлива. На причале № 50 перевалка прекратится уже до конца 2018 г., а на 46-м — в последующие два года. При этом администрация Приморского края окажет порту поддержку в переориентации на другие виды грузов. И прежде всего — рыбопродукцию. Придется кардинально перестроить систему работы, чтобы сохранить нормальное функционирование порта, выплату налогов и зарплату работникам.

Мы считаем, что нужно потихонечку вытеснять из города уголь у тех стивидоров, которые нарушают экологическое законодательство. И ориентировать угольные потоки на порты, специализированные в этой части. Это порт Восточный, два новых строящихся порта и Посьет. У нас есть понимание и соглашение со стивидорами о том, какие шаги они будут делать».

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ