Минтай ЗБМ зовет на заработки

Судовладельцы начинают мотивировать постоянство своих экипажей
russianfishery.ru | Минтай ЗБМ зовет на заработки
russianfishery.ru

С июля в Беринговом море в активную фазу вступит минтаевая путина, сезон Б. В последние несколько лет промысел минтая в этом районе на подъеме, так как косяки этой ценной промысловой рыбы смещаются в зону российского рыболовства. Для рыбаков это вторая важнейшая путина года по заработкам. 

Основа финансовой стабильности компании - это количество квот. Чем больше у рыбодобывающей компании квот, тем больше возможностей у экипажа заработать. То есть при устройстве на работу любому специалисту необходимо понимать, какой квотный ресурс есть у компании, это уже прорисует границы будущих производственных планов.

 Если говорить о промысле основных видов, а это минтай и сельдь, то здесь безусловным лидером является «Русская рыбопромышленная компания» (РРПК). В 2016 г. вылов по этим основным позициям составил: минтай – 222,5 тыс. тонн, сельдь – 44,7 тыс. тонн, лемонема – 6,1 тыс. тонн. Средний годовой объем освоения квоты составил 97%, что на 15% выше соответствующего показателя за 2015 г. В 2017 г. компания добыла 303,7 тыс. тонн ВБР,  из них минтая и сельди, соответственно, 226,3 тыс. тонн и 65,5 тыс. тонн.

Имея такой квотный ресурс, суда компании всегда будут обеспечены работой. Ситуация, когда БАТМы болтаются в море без работы, исключена. Все 14 больших автономных траулеров предприятия либо ударно ловят рыбу, либо проходят межрейсовые или регистровые ремонты на берегу.

Однако кроме наличия квот у компании есть еще ряд факторов, которые влияют на заработок в море. Основные из них - это техническое состояние флота и слаженность работы экипажей. Немаловажным фактором является легальность заработной платы, так как это открывает возможности к кредитованию в банках под более низкие процентные ставки.

Техническое состояние флота - это не только возраст судов, но и их модернизация, и применение новых видов промыслового вооружения.  В РРПК все суда прошли модернизацию цехов. Большая работа была проведена в сфере ремонтов ходовой части, энерговооруженности и т. д.  Это гарантирует экипажам, что судно будет в рабочем состоянии весь рейс. Отметим также, что большинство судов РРПК типа БАТМ работают новыми, облегченными тралами «Атлантика», а капитаны отдельных траулеров так смогли настроить новое промысловое вооружение, что значительно перевыполнили план, показав рекордные уловы в минтаевых путинах. Также обновлено и поисковое оборудование, что повышает эффективность обнаружения скоплений рыбы.

Но выловленную рыбу нужно не просто переработать. Во всех дальневосточных добывающих компаниях заработная плата привязана к рыночной стоимости продукции. Чем дороже продают на рынке товарную продукцию, выпущенную траулером, тем выше будут расценки для экипажа. Дороже всего на рынках продается продукция с высокой добавленной стоимостью – филе и фарш.

По статистике, РРПК наращивает долю продукции с высокой добавленной стоимостью. На производство такой продукции из минтая уже приходится порядка 30-40% вылова. К началу 2017 г. 5 траулеров компании уже были оснащены филетировочными линиями: четырьмя под минтай и одной под сельдь.

Кроме общего тренда на модернизацию флота, есть у компании еще и свои «фишки» мотивации рыбацкого труда. Это даже не столько мотивация, сколько формирование механизмов финансовой защиты для экипажей. За последние 10 лет цена на мировых рынках на российский замороженный минтай колебалась в пределах $800. Если в 2008 г. рынок Китая диктовал  цену на минтай от $1600 до $1800 за тонну, то в 2017 г. цена «складывалась» вдвое – до $900-800 за тонну. При этом общий тренд на снижение цен резал расценки и заработки рыбаков.

Для того чтобы экипажи не страдали от резких скачков цен на рынках, в компании совершенствуется система оплаты труда. С 2018 г. для расчета зарплаты цены на рыбу и курс рубля фиксируются до выхода в рейс. Расчетная цена позволяет экипажу оценить свой доход в зависимости от выполнения производственного плана, безотносительно к текущей рыночной ситуации, даже если цена на продукцию падает.

«Для нас принципиально важно, чтобы система стимулировала работать с максимальной отдачей и позволяла бы каждому члену экипажа получать доход, соответствующий его уровню квалификации и вкладу в общий результат. Особое внимание мы уделяем созданию условий, позволяющих эффективным экипажам получать высокий доход», -  рассказывает директор дальневосточного дивизиона РРПК Виктор Литвиненко.

Еще один положительный момент, влияющий на систему оплаты труда моряков, - это прием на работу по трудовому договору. Ведь в последние годы на предприятиях рыбной отрасли получила распространение практика приема плавсостава на один контракт. Это позволяло фирмам уходить от значительных социальных выплат в виде отпускных, больничных и пенсионных отчислений в течение календарного года, а чтобы набрать на эти контракты людей, им просто обещали заплатить на несколько десятков тысяч рублей в месяц больше. Вот только те, кто согласился на эти условия, столкнулись с отсутствием отчислений в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, притом что большинство российских финансовых структур при серой зарплате закрывают доступ к ипотеке или же задирают процентные ставки. А ведь для молодежи, идущей в море, решение квартирного вопроса - часто основная причина трудоустройства на путину.

Многим становится понятно, что заработки и выполнение планов следует искать там, где работают не «временщики», а есть спаянные экипажи, где компания дорожит сотрудником, а сотрудник дорожит компанией. Где люди будут уверены, что их не спишут на все четыре стороны после рейса, и, отдохнув от моря, они  вновь поднимутся по трапу своего любимого судна.

«Компания заинтересована в сплоченных экипажах, - рассказывает директор дальневосточного дивизиона Виктор Литвиненко. – У нас работает программа по закреплению ключевых специалистов. С 2015 г. реализуем проект улучшения условий быта. Это переоборудование кают, камбузов, санузлов, саун и других помещений. Существенно увеличены расходы на спецодежду, питание, мебель и медикаменты. Мы понимаем, что без этого не сформировать постоянные экипажи. А ведь постоянный коллектив - это не просто люди, которые хотят заработать в море. Это профессионалы, у которых совершенно иное отношение к делу, к товарищам по команде, к производственным планам своего судна. У них максимальная отдача на весь период рейса. «Русская рыбопромышленная компания» ценит профессиональные кадры, и я уверен, что для них всегда найдутся места на лучших наших судах».

То, что суда у компании - среди лидеров по бассейну в добыче минтая, показала минтаевая путина в Охотском море. Несколько судов значительно перевыполнили план и заработали доход больший, чем планировалось. А впереди – еще более заманчивые перспективы. Для лучших работников РРПК есть уникальная возможность в будущем работать на новых супертраулерах, которых в компании будет минимум семь. Контракты на их строительство уже заключены. Надо сказать, что по условиям труда и производительности эти суда будут на несколько порядков превосходить знакомые всем БАТМы.

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ