2018-05-15T08:06:07+10:00 2018-05-15T08:06:07+10:00

Приморские супермаркеты приготовились к слияниям и поглощениям

Рентабельность крупнейших FMCG-сетей упала до 1,5–2%, а доля «государственного давления» в чеке значительно выросла. «Ретейл становится неинтересным бизнесом», — заявляют эксперты.

Разочарование для среднего класса

Недавнее закрытие и продажа группой компаний «В-Лазер» сети супермаркетов «Вл-Март» — это в данном контексте, что называется, лыко в строку. Учитывая, что во всем Приморском крае супермаркеты, где ассортиментная матрица не стремилась бы к антикризисному предложению, можно пересчитать по пальцам, это событие было довольно болезненно воспринято представителями среднего класса.

«Идея двухформатных магазинов с двумя крупными арендаторами умерла. Ее перечеркнули крупные торговые центры с фудкортами и кинотеатрами, где достаточно места, чтобы развернуть все виды торговли и развлечений, — ранее сказал «К» Сергей Митрофанов, первый вице-президент ГК «В-Лазер». — Рентабельность супермаркетов очень низкая, а в свете налоговой нагрузки риски слишком велики. Объемы продаж их не оправдывают».


Сеть магазинов «ВЛ-Март» ведет свою историю на приморском рынке с 1999 г. В лучшие свои годы сеть охватывала Уссурийск, Большой Камень, Владивосток, Находку, Партизанск, Фокино, Арсеньев. До 2006 г. она работала под одним названием с магазинами бытовой техники — «В-Лазер», а в январе 2006 г. получила собственное имя — «ВЛ-Март».


На месте «Вл-Мартов» в скором будущем появятся магазины под брендом «Фреш 25». Тем временем в деловых кругах обсуждают возможное объединение приморской сети «Фреш 25» и хабаровской «Самбери», в результате чего в нашем крае может появиться игрок с долей рынка, превышающей 60%.

«Информация закрытая, и я воздержусь от комментариев. Что-то определенное по этому поводу мы скажем чуть позже», — обозначил генеральный директор группы компаний «Невада», основатель сети «Самбери» Юрий Егоров.


Экспансию в Приморье хабаровская компания «Невада» начала в 90-х годах прошлого века в качестве FMCG-оптовика. Обучаясь технологиям бизнеса у таких своих поставщиков, как Mars, Cadbury, Wrigley, Unilever, Van Melle и т. п. и осознавая свой продукт не как шоколадки-конфетки, а как услуги по логистике, «Невада» постепенно стала одним из крупнейших оптовиков на Дальнем Востоке. Магазины «Самбери», выделившись в отдельное направление в 21-м веке, сегодня образуют сеть из 26 гипермаркетов общей торговой площадью более 150 тыс. м2 в девяти городах присутствия. Стратегия ГК «Невада» — к 2020 г. увеличить оборот в три раза при сохранении уровня рентабельности (по словам Юрия Егорова, этот уровень не упал даже после кризисного 2014 г.).

Первый супермаркет «Фреш 25» открылся в Уссурийске в декабре 2003 г. под именем известного производителя колбасных изделий «Ратимир». К слову, в момент своего появления десятилетием раньше компания носила название «Ратибор», но переименовалась. На данный момент сеть «Фреш 25» насчитывает более 50 торговых точек в ДФО. В Хабаровск приморская сеть зашла в 2017 г., открыв за год четыре магазина.


Как считают эксперты, в случае коллаборации этих двух гигантов конкуренция в сетевой рознице в Приморье снизится до минимума, правда, при этом возрастет уровень стандартов.

Пока не разглашается, на каких условиях произойдет это объединение (если произойдет). Практика объединения региональными игроками своих закупок и логистических платформ в целях борьбы с внешними врагами, например, международными игроками или федеральными сетями, актуальна в кризисные годы, а в том, что в России сегодня кризис у бизнеса, сомнений нет. Объединенные поставки расширяют возможности для альянса. Другое дело, что Приморский край с его географической отдаленностью от центральной части России и менее чем двухмиллионным населением, рассеянным по большой территории, пока не интересен «федералам».

Уложиться в сто рублей

Василий Нестеренко, учредитель ООО «ВИП Каскад»: «Средний чек упал в 3–4 раза, об этом я могу говорить как на примере собственного магазина, так и на примере коллег. Причем уровень спроса снизился, население экономит на всем. Я наблюдаю тенденцию, когда все производители на продуктовом рынке бьются за один ценовой сегмент в 100 рублей — именно его сейчас активно обрабатывают маркетологи. Уменьшается себестоимость фасовки, меняется состав продукта, лишь бы уложиться в означенную сумму. Сами подумайте: килограмм мяса стоит 250 рублей… Поэтому колбасу дешевле 300 рублей за кг я принципиально не беру на полки».

Сергей Митрофанов из ГК «В-Лазер» отмечал снижение среднего чека в сети магазинов «ВЛ-Март» на 10% с 2014 г. «Рынок продуктового ретейла стабилизировался на более низком уровне, чем в 2012–2014 годах, — сказал Митрофанов. — Его участники привыкли к более низким закупочным ценам, более низкому качеству продукции и сократили объемы закупок. При этом 1,5–2% чистой прибыли для ретейлера в дальневосточных условиях считается хорошим показателем».

При этом, как для небольших поставщиков, которым очень тяжело пробиться в торговые сети, так и для широкого потребителя, привыкшего считать каждую копейку, ретейлер — фигура одиозная. Сетевиков принято обвинять во всех грехах: они и навязывают поставщикам кабальные условия, и взвинчивают торговую наценку, и не желают поддерживать местного производителя, и торгуют просроченным товаром… Тем временем сетевой ретейл тоже борется за выживание, учитывая, что и в лучшие-то годы розничные продажи в ДФО приносили 3–5% чистой прибыли, а сегодня уровень рентабельности стремится к нулю. Об инвестициях в развитие в условиях перманентного спада покупательной способности говорить не приходится.

А если рассмотреть структуру торговой наценки, то она не покажется грабительской.

Сергей Митрофанов: «Допустим, средняя наценка в продуктовом ретейле — 30%. А теперь посчитайте, сколько в этих 30% «весят» система ЕГАИС, которая требует администрирования, обучение кадровых сотрудников, аттестация рабочих мест, противопожарные мероприятия, сколько «весят» аренда земли и электроэнергия, отопление. Все это забирает 2/3 торговой наценки, а с оставшейся 1/3 разбирайся как хочешь. Посчитайте рентабельность, и вы поймете, почему наши магазины напоминают склады — темные и грязные. На уборщицах экономят!»

Зарегулированный бизнес. Остается только смириться

«Ретейл становится неинтересным бизнесом», — делают вывод собеседники «К». Одна из причин — усиление государственной зарегулированности этой сферы. Для небольших магазинов проблема «государственного участия» стала соломинкой, сломавшей спину верблюду. Во-первых, ретейлеры вынуждены покупать услуги у предприятий, завязанных на административный ресурс и, по сути, ведущих свою деятельность на правах монополии. Во-вторых, направленность государственной политики на усиление прозрачности ведения бизнеса, в т. ч. предприятий розничной торговли, приводит к изменению правил игры. Так, до 1 июля 2018 г. большинство продуктовых сетей и все несетевые продуктовые магазины должны перейти к использованию онлайн-касс — расчетных аппаратов, автоматически отправляющих сведения о совершенных сделках в налоговую службу. По итогам 2017 г., подведенным ФНС, около 1,52 млн онлайн-касс работают в России, отпечатано 23 млрд чеков.

Галина Ткаченко, директор ООО «Центр независимых налоговых экспертиз»: «Система действительно становится прозрачной. А с 1 января 2018 г. в автоматическом режиме заработала совместная программа таможенной и налоговой служб, когда сотрудники ФТС получат возможность отслеживать реализацию импортных товаров через онлайн-кассы, и если таможенного декларирования указанным субъектом не проводилось, это сразу станет явным. Соответственно, возникнет вопрос: «Как вы реализуете товар, не уплатив таможенные платежи, откуда он у вас?» То есть сейчас все видно, причем работают не люди, а программа! В доступе ФНС — более 200 информационных ресурсов, чего не было еще три года назад, когда бизнес, в том числе ретейл, имел возможность уйти в тень, найти обходные пути, чтобы минимизировать налоговую нагрузку. Законодательство не изменилось — изменились условия ведения деятельности налогоплательщиками, они стали прозрачными. И с этим остается только смириться».

По словам Ткаченко, схема дробления торгового зала на участки не более 150 м2 с целью минимизации издержек уходит в прошлое. Практика, когда юридические лица, составляющие одну группу, принимают решение разбить структуру сети для применения специальных режимов налогообложения, была широко распространена в Приморье. Таким образом, формируются искусственные условия для возможности работать по системе ЕНВД, которая намного выгоднее общего налогового режима. Однако сегодня такая форма выживания уже неэффективна — по причине ужесточившегося контроля со стороны налоговых органов.

«В Приморье среди ретейлеров на ЕНВД остались одни жулики или те, кто пока еще имеет административный ресурс. Это доживающая схема. Я не буду называть имена, но вы можете посмотреть на чеки в магазинах: если утром там фигурирует один ИП, а вечером или в другом отделе вы получаете чек, где указан другой ИП — вот вам и ЕНВД. Лишившись административного ресурса, такая сеть, скорее всего, прекратит свое существование. Все остальные, за немногим исключением, давно перешли на НДС», — рассказал источник, пожелавший остаться анонимным.

Галина Ткаченко: «После трагедии в ТЦ «Зимняя вишня» заговорили о том, что торговые предприятия надо проверить на дробление бизнеса. И вот ФНС дала «ценное указание»: организовать соответствующие проверки по всей стране. Я могу привести пример одного местного предприятия, которое использовало такую схему. Это прослеживалось очень явно: товар приходил на один склад, притом что продавался под видом разных хозяйствующих субъектов, что и выявила налоговая проверка. В результате уклонистов перевели с ЕНВД на общий режим налогообложения и за год начислили 9 млн рублей налогов дополнительно. Предприятие их заплатило».

Схема изменения режима налогообложения для многих компаний имела фатальные последствия. Если на ЕНВД фискальная нагрузка зависела от торговой площади, то общий режим требует правильно оформленной документации, поясняют эксперты, когда каждая мелочь может вылиться в немалые проблемы. Декларации по НДС проверяет специальная программа «АСК НДС». Сейчас это вторая версия автоматизированной системы контроля за уплатой налога на добавленную стоимость.

«Программа четко отслеживает, насколько твой контрагент выполнил свои обязанности. Поэтому, чтобы у налоговиков не возникало вопросов, применение общего режима налогообложения требует очень четкой слаженной работы с надежными партнерами, и, я думаю, в связи с этим ценовая политика ретейлеров будет меняться в сторону повышения, так как контрагенты должны платить абсолютно все налоги.

Если раньше, используя ЕНВД, предприятие имело возможность закрыть какие-то расходы и вычеты не совсем законными документами, сегодня благодаря программе «АСК НДС» на виду каждое движение по расчетному счету, и не получится где-то что-то каким-то образом «перекроить». Пошла реальная налоговая нагрузка на бизнес, в сравнении с предыдущими годами многие крупные магазины действительно имеют меньшую прибыль. Сейчас нельзя платить черную зарплату, потому что опять же это станет явным. Схемы обналичивания средств с применением ЕНВД или какими-либо другими путями также уходят в прошлое. Бизнес становится прозрачным, и в недалеком будущем тот, кто не сумеет приспособиться к новым условиям, исчезнет с рынка».

КАК У НИХ
 

Дмитрий Кокля, читатель «К», ныне проживающий в Сингапуре, отмечает, что там главной сетью премиальных товаров является Cold Storage. Где, по его словам, цены кусаются, но есть отличный выбор продуктов и в 99% — безупречное качество товаров. Основным отличием товаров от народной сети Fair Price является наличие органически выращенных овощей, фруктов и мяса, которые в большей массе производят в Австралии и Новой Зеландии.

«Однако мы стараемся покупать продукты онлайн, в интернет-магазине Redmart, в котором перечень практически соответствует Cold Storage, но постоянно действуют различные акции и скидки, которые в реальном магазине очень редки. Если закупаем много мяса, то в Butcher, и тоже онлайн», — рассказал Дмитрий Кокля.

Борьба с «буржуями»

Экспертное сообщество считает, что уровень зарегулированности бизнеса не соответствует рыночным реалиям. Во всяком случае, в регионах. Выражается обеспокоенность по поводу возможного полного запрета нереализованной продукции торговыми сетями. По мнению ретейлеров, эта инициатива возымеет эффект, прямо противоположный ожидаемому. Сетевики будут отказываться от работы с местными производителями, торговая наценка возрастет, а товаров с истекшим сроком годности на полках станет больше.

Процессы, которые сегодня происходят в розничной торговле, не развивают отрасль, а тормозят ее развитие, полагают некоторые эксперты. Качество предложения падает, торговля, стремясь сохранить свою рентабельность, удешевляет ассортимент. Правда, и в низком ценовом сегменте процветание не гарантировано. Распространились слухи о превзошедшей разумные пределы задолженности дискаунтеров сети «Три кота» перед поставщиками.

«ВЛ-Март» был одним из последних оплотов для т. н. среднего класса, где можно было закупаться качественно и, пожалуй, недешево. «Все остальные магазины рассчитаны на меньшую покупательную способность и малообеспеченных людей, которые считают, сколько стоит килограмм печенья», — отметил один из экспертов.

Действительно, во Владивостоке лишь супермаркеты «Рыбный островок», «Яппи» и «Парус», плюс ряд небольших магазинчиков фермерской продукции — вот, пожалуй, и все оставшиеся торговые точки, где цены и качество выше среднего.

«Во Владивостоке почти не найти качественных доступных продуктов», — констатирует итальянец Марко Мельпеньяно, занимающийся сыроварением в Приморье. «Даже то оливковое масло, которое у вас продают под видом премиального по завышенной цене, никуда не годится», — вторит ему Харис Дризис, торгующий на одном из местных рынков поставляемыми из Греции продуктами питания.

Василий Нестеренко: «Понятно, качество предложения падает. В 2012 году курс доллара был в районе 30 рублей, сегодня — 65 рублей. Тот же самый «Чоко Пай» как стоил, так и стоит 2 доллара, но если раньше пачка обходилась вам в 50–60 рублей, сегодня это уже 120 рублей, а покупатели ведь получают зарплату в рублях. Я смотрю, сколько сейчас закрывается маленьких магазинчиков, которые не могут выдержать конкуренции по цене с крупным ретейлом, потому что есть разница, купите ли вы 10 упаковок или 10 вагонов товара. Кто-то считает, что во Владивостоке очень много магазинов, но давайте посмотрим на Китай, где все первые этажи зданий заняты розничной торговлей. А это самозанятое население и налоги в бюджет. Не знаю, кто и в какой момент решил, что розничная торговля — это суперприбыльная отрасль и с ее представителями надо бороться — душить налогами, коммунальными платежами, отсутствием доступных кредитов. В каждом магазине издержки на его содержание год от года только растут, а продажи падают».

Итак

Стратегия низких цен, собственное производство и оптимизация товаропроводящей цепочки — вот главные ориентиры, три кита, на которых стоит современный дальневосточный ретейл. Консолидация двух вышеупомянутых крупнейших игроков рынка позволит увеличить закупочный потенциал, с большим эффектом внедрять современные розничные технологии и расширить логистические возможности. При этом конкуренцию такому объединению смогут составить только «федералы», кои в обозримом будущем сюда не дойдут. Для компаний регионального масштаба ретейл стал неинтересным бизнесом.

Юлия ПИВНЕНКО

КОММЕНТАРИИ
 

Андрей Карпов, председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ретейла (РАЭРР): «Если говорить о Центральной России, кризисы последних лет показывают стрессоустойчивость проектов магазинов премиум-класса. 80% покупателей таких сетей — как правило, постоянные клиенты, которые достаточно консервативны. В каком-то смысле кризис даже «помог» магазинам премиум-сегмента увеличить количество своих покупателей, потому что туда перешел трафик из среднеценовых форматов, т. е. магазинов среднего класса, которые в кризис оказались в наиболее тяжелой ситуации. Потребитель в основной массе начал экономить и уходить в экономсегменты, при этом среднеценовые форматы тоже стали уходить в эконом, а потребитель, привыкший к сервису и определенному товару, принялся искать замену, как правило, останавливаясь на премиум-сегменте.

Единственное, что «наступает на пятки» таким магазинам, — это активно развивающиеся небольшие сети продуктов премиум-класса, позиционирующие себя как магазины фермерских и органических продуктов, с удобной локацией по принципу «в каждом дворе».

Если говорить конкретно о Владивостоке, то, конечно, нецелесообразно открывать у вас там «Азбуку вкуса» или, например, сеть «Глобус гурмэ». Премиум-магазины регионального уровня — это другой вопрос, здесь надо оценить наличие целевой аудитории. Вообще, своего покупателя сегодня нужно «взращивать».

Андрей Солониченко, исполнительный директор ООО «Шамса-маркет»: «Премиум-сегмент есть во всех более-менее приличных супермаркетах. Доля так называемого элитного товара в нашей сети, к примеру, не превышает пяти процентов. Это рынок. А учитывая реальное положение дел в стране и в регионе, думаю, что на весь Владивосток хватит и одного супермаркета с ценниками выше среднего».

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ