МЕСТО РОЖДЕНИЯ: с. Липовка Пензенской обл.
ОБРАЗОВАНИЕ: Киевское высшее военно-морское политическое училище (1978—1982 гг.).
КАРЬЕРА: срочная военная служба в частях ПВО (1976—1978 гг.), по окончании училища — секретарь комитета комсомола на БПК «Таллин», помощник по комсомолу начальника политотдела 10-й эскадры, секретарь партийного бюро эсминца «Боевой», замполит на крейсере «Владивосток», инструктор по агитации и пропаганде 201-й бригады, замполит на эсминце «Горделивый», заместитель коммерческого директора и коммерческий директор фирмы «Влад» (1991—1993 гг.), коммерческий директор фирмы «Ост-Т» (1993— 1995 гг.), коммерческий директор фирмы «Оссумет» (1995—1998 гг.). С 1999 г. — генеральный директор компании «СТМ-Холдинг».
СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: Женат, трое детей. Супруга — руководитель спорткомплекса «Лидер».
ХОББИ: С детских лет собирает значки с изображением Ленина. В последнее время увлекся коллекционированием самоваров и других старинных предметов домашней утвари и быта. Играет в теннис.
АВТОМОБИЛЬ: TOYOTA-RAV 4 1997 г. выпуска.
Генеральный директор компании «СТМХолдинг» Владимир Моргунов не любит отдыхать. Ему не нужны туристические поездки за границу и даже выезды на природу. Он любит работать. Выходных, проведенных с семьей, ему вполне хватает для восстановления сил. Его работа связана с экспортом металла, поэтому сил Моргунову требуется много.
На флот по воле случая
Жизнь соткана из случайностей. И, конечно же, случайностью был тот факт, что мальчик из учительской семьи стал моряком. Решающую роль здесь сыграл начштаба воинской части, который приметил смышленого срочника и предложил ему получить военное образование. Киевское военно-политическое училище было выбрано без раздумий, и через 4 года лейтенант Моргунов вместе с молодой женой прибыл на Тихоокеанский флот. Причем на край света выпускника никто не гнал. Он сам выбрал Дальний Восток.
— Владимир Викторович, вы не жалеете о годах, проведенных на флоте?
— Нисколько. Служба мне нравилась, а морская романтика влекла всегда. Хотя в первые месяцы было очень тяжело. Порой до слез. Отсутствие романтики и присутствие суровых будней — все это стало суровым испытанием. Но затем втянулся, пришло понимание, что служишь на великом флоте. Без преувеличения, я гордился нашим флотом. Как-то на «Таллине» мы восемь месяцев были в океане. С заходами в Йемен, на Сейшельские острова, потом на крейсере «Владивосток» во Вьетнаме провели 7 месяцев, а на «Горделивом» несколько раз проводили учения в Северной Корее... Было здорово, и сейчас мне приятно все это вспоминать.
— И все-таки вы ушли.
— Это было в 1991 году, сразу после августовского путча. Я и раньше задумывался о своих перспективах на флоте, но после августа стало ясно, что политработнику там делать нечего. Мне было всего 33 года, и я был готов к переменам в своей жизни. В отставку я ушел капитаном 3-го ранга.
— Сложно ли вам было переходить из одной системы жизненных координат в другую?
— У каждого человека этот переход происходит по-разному. Считаю, что мне повезло с образованием, оно у меня довольно разностороннее. Офицер, вообще, профессия универсальная, а политработники универсальны вдвойне. Это было сознательное решение, и переход дался мне легко. В то время ниш было достаточно, работать было легче. Причем легче со всех сторон: с кредитами в банке, с таможней, с чиновниками. В то время рыночные отношения были, наверное, более продвинутыми, чем сейчас.
Практически с первого дня работа дала желаемый результат. Я видел дело, зарабатывал деньги. Ведь что такое бизнес? Во-первых, задумка, во вторых, план ее реализации, в-третьих, подбор людей. По большому счету в этой цепочке для меня не было ничего нового. По аналогичной схеме действовал любой организатор и в советское время.
— Вы встречаетесь с бывшими сослуживцами?
— Они у меня работают: 60% технического персонала нашей компании составляют мои бывшие сослуживцы. Не только политработники, но и строевые офицеры. Капитаны второго, третьего ранга — все работают очень добросовестно. Я убежден, что офицеры на сегодняшний день — это лучшие работники. В последние годы наш народ все-таки испортился. Многие просто не хотят работать. Но офицер, даже ушедший на «гражданку», сегодня может и хочет работать и дает реальный результат.
— Свою компанию вы создали относительно недавно. А чем занимались до этого?
— Сначала меня пригласили в фирму «Влад», которая занималась различными посредническими операциями. Из-за дефицита товаров в то время эти операции, конечно, были возможны. Потом в Москве я познакомился с вице-президентом совместной российско-американской компании «Амирус Интерпрайзис». Он и предложили мне организовать и возглавить здесь фирму, которая бы занималась транспортно-экспедиторскими услугами именно для этой компании. Однако реально через нас прошла только одна отправка. Больше не было, пришлось выживать самостоятельно. Именно тогда я обратил внимание на Китай. Мы экспортировали металлолом и металлопрокат, импортировали по бартеру овощи. Потом вместе с компаньоном совместно с ОАО «Дальзавод» организовали предприятие и работали над утилизацией военного имущества. Однако я еще в те времена думал о расширении деятельности. Поэтому несколько лет назад мы разделились, и я организовал компанию «СТМ-Холдинг».
«Спорт, туризм, металл»
— Как расшифровывается аббревиатура СТМ?
— Спорт, туризм, металл. Три основных направления деятельности, которые предполагались при создании компании. В «СТМ-Холдинг» входит ряд предприятий, которые занимаются различными видами деятельности. Основа, конечно, это экспорт металлолома, главным образом черного, а также производство металлочерепицы и различных изделий из дерева. Кроме того, мы развиваем спортивное направление.
— Ваш спорткомплекс, расположенный на сопке, виден из многих точек города. Спорт для вас бизнес или хобби?
— И то и другое. Конечно, при строительстве спорткомплекса я думал о том, чтобы он приносил прибыль или хотя бы был безубыточным. Однако, построив «Лидер», я реализовался и в моральном плане. Сейчас мы с женой каждый день играем в теннис и получаем огромное удовольствие.
Мы заложили еще один спорткомплекс, в районе станции Океанская. Здесь будут два крытых теннисных корта, бассейн. Вместе с моим тренером Александром Лупаревым мы планируем в этом году открыть теннисную академию.
— Сейчас возможно вкладывать деньги в спорт и не быть при этом в убытке?
— Смотря в какой спорт. Речь, конечно, не идет о миллионных прибылях. Но различные фитнес-клубы, секции атлетической гимнастики вполне сносно могут сегодня существовать. Взять, к примеру, теннис. Летом на открытых кортах он менее рентабелен, но зимой становится очень прибыльным, потому что во Владивостоке очень мало хороших крытых кортов. Мы сегодня дороговато берем — 360 рублей в час, но, учитывая спрос, а зал забит с 7 утра и до 23 часов, это нормально.
Металл — это навсегда
— Отношение к тем, кто вывозит из страны металл, мягко говоря, настороженное.
— Мы сталкиваемся с таким отношением на каждом шагу. Но я отношусь к этому философски. Данный бизнес существует, и он должен работать, поскольку приносит государству определенные доходы. На сегодняшний день через порты Владивостока проходит ежемесячно 30—40 тыс. тонн металлолома. Порт зарабатывает на стивидорских услугах примерно $300 тыс. ежемесячно. Государственный бюджет получает весомые налоговые отчисления от продавцов металла.
Сегодня в России немного рентабельных видов бизнеса. И пока экспорт металла прибылен, будут люди, которые работают в этом бизнесе. С другой стороны, крупные компании не хотят иметь дело с криминалом. Для нас важно, что бы нас не трогали. Цель всей работы — выстроить цивилизованный бизнес и за работать деньги для реализации тех планов, которые у меня имеются.
Я был в Америке. Специально ездил смотреть, как построен этот бизнес у них. Естественно, у американцев все структурировано. В каждом квартале есть небольшие будочки, которые принимают от населения металл — баночки из-под сока, чайники и прочее. Каждый день приезжает машина, которая забирает металлолом. В пригороде Лос-Анджелеса я был на предприятии, которое занимается утилизацией всех видов лома и распределяет их: где прессует, где проводит анализы, частично отправляет на свои предприятия, а частично экспортирует. Бизнес законный, абсолютно прозрачный, государство (власти штатов) в него совсем не вмешиваются.
Американский бизнесмен свободен в своих действиях, он принимает все виды отходов. Этот вид бизнеса у них тоже весьма рентабельный и поощряется государством, потому что принимают там не только металл, но и пластиковые бутылки, стеклянные и так далее. Все это прессуется, пакуется, отправляется на переработку, а все убытки, связанные с утилизацией невыгодных отходов, компенсируются государством. Это хороший, цивилизованный бизнес. Причем сегодня США на экспорт отправляют металлолом в пять раз больше, чем Россия. И ни для кого в этом нет проблемы. Никто не кричит, что грабят страну, вывозя металлолом.
Сегодня объемы вывоза металлолома у нас меньше, чем в советские времена. И это несмотря на то, что многие предприятия прекратили свое существование, что металла бросового еще лежит достаточно, много кораблей идет на утилизацию.
Этот бизнес будет всегда. Заводы производят прокат, станки изнашиваются, устаревают, а затем идут в отходы. Эта цепочка бесконечна, как, на пример, бесконечен процесс банкротств предприятий, где менеджмент не справился с работой в новых условиях. Остаются хорошие экспортеры, хорошие предприятия, которые работают с реальным рынком, с реальным металлом и приносят прибыли себе и государству. Так будет всегда.
— Интересно, у вас есть политические амбиции?
— Нет. В принципе, я мог бы быть управленцем какого-то звена. Работать в администрации города или края мне, например, не хочется. Потому что это не мое. Стать депутатом какой-нибудь думы? Я не вижу большого смысла в этом. Потому что не они определяют лицо города или края. Я с уважением отношусь ко всем депутатам, которые избираются, но я не вижу, что они реально влияют на нашу жизнь. Кроме того, мне жалко денег на раскрутку. Лучше я их пущу в производство.