2018-03-23T05:45:17+10:00 2018-03-23T05:45:17+10:00

И Сталин «смеется тараканьими глазищами»

С чем в Приморье ассоциируется «великий вождь»

Когда в 1938 г. первый секретарь крайкома партии Приморья Пегов предложил упразднить громоздкую систему в Приморье (тогда край состоял из Уссурийской области с центром в Уссурийске и Приморской — с центром во Владивостоке), Сталин сказал: «Приморье — действительно край страны, пусть краем и называется». Так Сталин оставил свой след в топонимике Приморья, которому и впоследствии уделял свое внимание. Что часто выплескивалось в неоднозначные события.

Одно из таких состоялось на?XVIII съезде партии в Москве. Тогда к Пегову подошел секретарь Сталина и попросил пройти с ним. «Привел он меня в комнату, открыл дверь, и я увидел идущего мне навстречу Сталина, — вспоминал Пегов. — Я совершенно не был готов к этой встрече. Подойдя к Сталину, протянул руку, чтобы поздороваться, и услышал только конец сказанной им фразы: «…живете?» В ушах у меня звенело, а в груди не хватало воздуха… Сообразив, что Сталин интересуется, как мы живем на Дальнем Востоке, быстро овладел собой и начал рассказывать.

Вдруг Сталин спрашивает: «Какие возможности имеются в крае для расширения посевных площадей под овощи и картофель? Более всего для выращивания таких культур подходит Ольгинский район. Но он отделен от основной территории края Сихотэ-Алинским хребтом, так что добраться туда можно только морем. А вывоз урожая морем сопряжен с множеством перевалок…

А почему вы не пользуетесь дорогой, которая идет ущельем в горах Сихотэ-Алиня? Дорога эта похуже шоссейной, но лучше проселочной. В ущелье течет много речушек, которые пересекают дорогу. Мостики на них годами не ремонтировались и, скорее всего, разбиты, размыты, отремонтируйте их и возите на здоровье урожай Ольгинского района».

Осведомленность Сталина загнала Пегова в тупик. Об этой дороге он ничего не знал, но по возвращении во Владивосток сразу же снарядил экспедицию с грузом шпал и досок. И вскоре по отремонтированным мостикам прошел автопробег Владивосток — Ольга — Владивосток.

В то же время Сталин ассоциируется у приморцев с большим количеством лагерей системы Дальлага. Здесь содержались десятки тысяч людей, иногда ссылаемых в далекий край за одно только сказанное против вождя слово. Например, в отделении Владлага на островах Пахтусова в заливе Петра Великого сидела женщина, выколовшая глаза портрету Сталина в отместку за то, что ее сосед выколол глаза на иконе Николая Угодника. И сегодня интеллигенция возлагает цветы к памятнику поэта Мандельштама, скончавшегося от истощения в лагере во Владивостоке. Попал он сюда за свои стихи о Сталине:

«Его толстые пальцы, как черви, жирны,

И слова, как пудовые гири, верны.

Тараканьи смеются глазища

И сияют его голенища».

Гранитный товарищ

Еще при жизни Сталина по всему Приморью стали устанавливаться памятники Иосифу Виссарионовичу. Самый грандиозный был сделан на Транссибе. Раньше каждый поезд маршрута Владивосток — Москва давал здесь гудок.

«По местной сети объявили: «Товарищи пассажиры, смотрите в окна левой стороны вагона, и вы увидите портрет товарища Сталина». Все прильнули к окнам вагона, было уже темно. Через некоторое время показалась ярко освещенная мощными прожекторами отвесная скала, а на ней выбит портрет Сталина.

По рассказам проводников, трое заключенных обратились в Москву с просьбой разрешить им вырубить в скале портрет Сталина. Это письмо каким-то образом попало к вождю. Он написал резолюцию «Разрешить». Во время работ один из заключенных сорвался со скалы и погиб, двое закончили работу и были освобождены», — вспоминал один из путешествующих маршрутом.

Когда Сталин умер, два встречных поезда остановились, пассажиры вышли, взошли на памятник и провели митинг. «В 1956 г., помню, с мамой на паровозе катался. На этом участке у вагона крен на борт был к этой скале, солнце в глаза сияло — народ вывалил и рассказывал, рассказывал про это…» — вспоминал известный приморский галерейщик Александр Городний.

А 12 марта 1953 г. в Москву из Владивостока ушла телеграмма: «Правительственная. От имени моряков-дальневосточников просим переименовать город Находку в город Сталиноморск, а залив Америка, на берегу которого стоит этот город, — в залив Сталиноморский. Начальник политотдела Дудоров».

Но, к счастью, переименовать Находку не успели. Совсем скоро Сталин был предан анафеме, и все установленные памятники были снесены. Так, по воспоминаниям старожилов, на территории рыбокомбината «Тафуин» в Южно-Морском в 1940–1950-е годы стоял памятник И. В. Сталину. После развенчания его культа личности памятник свалили бульдозером, трактором дотащили до пирса и скинули в море. А памятник на Транссибе был взорван.

Заброшен на чердак был и большой гранитный бюст Сталина, некогда стоявший в крайкоме партии. Помнится, никому не нужного вождя в 1990-е годы на этом чердаке обнаружили корр. «К» и, погрузив на носилки, отнесли домой к одному из журналистов, где он до сих пор и покоится на балконе. Но зримые напоминания о некогда боготворимом руководителе страны во Владивостоке и Приморье все же остались.

Тоннель, бюсты и барельеф

Житель села Буссевка Спасского района Приморья Михаил Шипицын как-то занялся собиранием и сохранением скульптур, бюстов и символов советской эпохи. Однажды на бывшем аэродроме морской авиации Великая Кема, у Дома офицеров, он нашел бюст Сталина и притащил его домой. Скульптура была сделана отменно и сохранилась в идеале. А сбоку на ней была дата — 1942?г.

Семья Беловых из поселка Долина Уссурийского района также занялась собирательством и за 400 долларов приобрела для установки у себя на участке бюст Иосифа Сталина. На вопрос журналистов, зачем им это надо, супруги ответили: «Это память о нашей молодости, урок истории, которую можно потрогать руками, для внуков и просто для души».

Для удобства сообщения в 1936?г. под горой Шошина во Владивостоке был проложен тоннель им. Сталина, соединяющий центр города с его северным побережьем. Строительство происходило в суровые сталинские времена, и только на подготовительном этапе 1931–1932 гг. сменилось 11 начальников «стройки века» — именно так ее называли местные жители.

Как писал строитель Евгений Шаров: «Впоследствии строители вспоминали первые дни в тоннеле, его заброшенность, темноту, ужасную всепроникающую сырость штолен, собственную беспомощность и неуклюжесть. Сильные, здоровые люди стояли растерянно, не зная, что им делать. Технические названия креплений и т. п. казались им далекими и экзотическими. Люди не знали, как поставить молоток, сменить бур, установить крепление, делать кладку. Словом, они блуждали в деталях замысловатого тоннельного искусства, как в потемках, и работать им приходилось не в метафорических, а в самых настоящих потемках.

Это было в период, когда дождь лил безостановочно дни и ночи, неделями. Через полчаса после начала смены рабочие промокали до нитки. Сверху вода и грязь хлестали по их спинам. Безоружные и беспомощные, они находились в тесных ловушках, где нельзя было размахнуться ни топором, ни молотком и где приходилось работать только лежа. Бурили породу, рвали взрывчаткой, и от взрывов ползли едкие удушливые газы, от которых кружилась и болела голова. Через месяц начали работу над завальными кольцами. Вопрос стоял так: или прекратить строительство и заняться исключительно креплением, или работать с большим риском.

Люди без колебания решили идти на риск, тратить время на крепление лишь особо опасных мест. Земля уступала нехотя, оползала, грозя обвалами и смертью. Бревна диаметром 30–40 см раскалывались пополам, а более тонкие под напором земли превращались в щепки. Рабочие, находившиеся вверху, вынимали камень за камнем, заменяя их креплениями, а снизу их товарищи в сумасшедшей спешке выводили кладку, чтобы удержать породу».

В истории строительства тоннеля им. Сталина были и обвалы, и замурованные в породу люди, и десятки изувеченных в результате несчастных случаев. Чтобы как-то компенсировать тяжкий и рискованный труд, рабочим ежедневно выдавалась стопка водки.

Героический труд увенчался успехом. После прокладки тоннель перешел в ведение военных как объект №2/051 — стометровая толщина скалы выдерживала любой артналет. Даже ядерный. И именно здесь пряталась железнодорожная батарея снятых с кораблей орудий, установленных на платформы поезда.

В 1951 г. военную охрану тоннеля сняли, передав ее ВОХР. Бронепоезда порезали на металл, а к приезду Хрущева во Владивосток в 1959 г. срубили и огромную латунную надпись, некогда украшавшую вход в тоннель: «Тоннель имени тов. Сталина». Тем не менее надпись до сих пор хорошо читается на фронтоне тоннеля, а сам тоннель все еще считается стратегическим объектом, и фотографирование его фронтона запрещено.

В 1936 г. была закончена и еще одна грандиозная стройка Владивостока — Седанкинское водохранилище. Каменную дамбу украсили большими буквами «СССР», «Седанстрой НКВД», установили статуи греческих атлетов и барельефы Ленина и Сталина. После развенчания культа Сталина барельеф последнего заложили каменной стенкой. Уже в наше время гидроузел был реставрирован, и теперь все сооружения здесь выглядят именно такими, какими они были в 1936 г.

При проведении реставрации гидроузла стенка неожиданно отвалилась, и профиль Сталина появился опять… И сегодня с Седанстроя НКВД вечный Сталин «смеется тараканьими глазищами».

Юрий УФИМЦЕВ, специально для «К»

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ