2018-03-09T10:13:50+10:00 2018-03-09T10:13:50+10:00

Браконьерство искоренят в плановом порядке

Незаконный промысел – бич рыбной отрасли

АВТОР: Александр СУХАРЕНКО, директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ (г. Владивосток)

Согласно разделу II Стратегии развития морской деятельности России до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 08.12.2010 № 2205-р, в качестве одной из основных проблем назван высокий уровень экономических потерь от незаконной эксплуатации и реализации в иностранных портах водных биоресурсов (ВБР). Незаконный промысел оказывает негативное влияние не только на численность и видовой состав биоресурсов, но также и на их воспроизводство.

Браконьерство процветает главным образом в Тихоокеанском бассейне ввиду наличия там таких ценных гидробионтов, как крабы, морские ежи, лососевые виды рыб. По данным Погрануправления ФСБ России, в 2016 г. было задержано 53 судна под флагами России, Того, Сьерра-Леоне, Танзании, Микронезии, Китая, Японии и КНДР, на борту которых обнаружено около 1,5 тыс. тонн неучтенных ВБР, в том числе свыше 140 тонн крабовой продукции. За нарушение режима госграницы задержано 56 маломерных судов с 263 иностранными гражданами, которые пытались заняться незаконной добычей биоресурсов в территориальном море РФ.

В результате было возбуждено 340 уголовных дел, наложено 13,2 тыс. административных штрафов на общую сумму в 700 млн руб., а в судебном порядке конфисковано семь «подфлажных» судов. Своевременное изъятие браконьерских шхун является сдерживающим фактором в борьбе с преступными группами.

По данным Судебного департамента при Верховном суде России, в 2016 г. по ст. 256 Уголовного кодекса РФ было осуждено (основная квалификация) 3,2 тыс. человек, в том числе 12 иностранных граждан и семь лиц без гражданства. Для сравнения: в 2015 г. этот показатель составлял 3,3 тыс. человек, включая 36 иностранцев и пять лиц без гражданства, а в 2014 г. — 3,9 тыс., 17 и шесть лиц соответственно.
 

Подавляющее большинство осужденных по данной статье были приговорены к обязательным (исправительным) работам или оштрафованы. В свою очередь, к реальному сроку лишению свободы в 2016 г. приговорили всего 22 человека (2015 г. — 15 человек, 2014 г. — 11). Не изменилась судебная практика и в минувшем году. За первое полугодие 2017 г. по ст. 256 УК РФ было осуждено 1,1 тыс. человек, в том числе восемь иностранцев и три лица без гражданства. К реальному лишению свободы за совершение данного преступления приговорили 18 человек.

В целях предупреждения незаконного промысла был принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 330-ФЗ, ужесточивший наказание за незаконную добычу (вылов) водных биоресурсов, а также котиков, бобров или других морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах. Санкции частей первой и второй ст. 256 УК РФ были дополнены наказаниями в виде лишения свободы на срок до двух лет, а санкция части третьей — лишением свободы на срок от двух до пяти лет. Тем самым изменена категория преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 256 УК РФ, — они отнесены к преступлениям средней тяжести. Кроме этого, был увеличен максимальный размер штрафа с 300 до 500 тыс. руб. за совершение преступлений, предусмотренных частями 1–2 данной статьи, и с 500 тыс. до 1 млн руб. за деяния, предусмотренные частью 3. Дополнена статья 256 УК РФ и примечанием, которым определены размеры крупного (более 100 тыс. руб.) и особо крупного (более 250 тыс. руб.) ущерба.

Федеральным законом от 20.12.2017 № 412-ФЗ была изменена ч. 2 ст. 258.1 УК РФ. В результате этого незаконные добыча, содержание, приобретение, хранение, перевозка, пересылка и продажа особо ценных диких животных и водных биоресурсов, занесенных в Красную книгу РФ и (или) охраняемых международными договорами РФ (их частей и производных), совершенные должностным лицом с использованием своего служебного положения или с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть Интернет), наказываются лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 2 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В связи с изменением уголовного законодательства в ноябре 2017 г. Пленум Верховного суда России внес изменения в постановление от 23.11.2010 № 26 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (часть 2 статьи 253, статьи 256, 258.1 Уголовного кодекса РФ)». Согласно принятым поправкам, вопрос о наличии в действиях лица признаков совершения незаконной добычи (вылова) водных биоресурсов с причинением крупного ущерба или с причинением особо крупного ущерба должен решаться в соответствии с примечанием к ст. 256 УК РФ. Как незаконная добыча (вылов) биоресурсов с причинением крупного ущерба должно квалифицироваться совершение нескольких случаев добычи, общий ущерб от которых превышает 100 тыс. руб., а с причинением особо крупного ущерба — 250 тыс. руб., при обстоятельствах, свидетельствующих об умысле совершить преступление с причинением крупного или особо крупного ущерба.

Решая вопрос о квалификации действий лиц, совершивших незаконную добычу (вылов) водных биоресурсов в составе группы лиц по предварительному сговору либо организованной группы по признаку «с причинением крупного ущерба» или «с причинением особо крупного ущерба», судам следует исходить из общего ущерба, причиненного всеми участниками преступной группы.

Под способами массового истребления водных биоресурсов понимаются действия, связанные с применением таких незаконных орудий лова, которые повлекли либо могли повлечь массовую гибель биоресурсов, отрицательно повлиять на среду их обитания (например, прекращение доступа кислорода в водный объект посредством уничтожения или перекрытия источников его водоснабжения, спуск воды, применение крючковой снасти типа перемета, лов рыбы гоном, багрение, использование запруд, применение огнестрельного оружия и колющих орудий).

Претерпело изменение и постановление Пленума Верховного суда России от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования». В частности, к лицам, использующим свое служебное положение при совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 256, ч. 2 ст. 258 УК РФ, относятся должностные лица, обладающие признаками, предусмотренными п. 1 примечаний к ст. 285 УК РФ, государственные или муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами, а также лица, отвечающие требованиям, предусмотренным п. 1 примечаний к ст. 201 УК РФ.

С учетом того, что субъектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 258.1 УК РФ, является только должностное лицо, использующее свое служебное положение, содеянное квалифицируется без совокупности с преступлениями, предусмотренными соответствующими частями ст. 285–286 УК РФ. Незаконные добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биоресурсов (их частей и производных), занесенных в Красную книгу РФ и (или) охраняемых международными договорами РФ, при наличии в действиях лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, признаков злоупотребления полномочиями следуют квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных частями 1 или 3 ст. 258.1 и соответствующими частями ст. 201 УК РФ.

В заключение остается добавить, что еще в 2013 г. для решения данной проблемы распоряжением Правительства РФ № 2534-р был утвержден Национальный план действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла. Документом предусмотрен целый ряд мероприятий, направленных на противодействие незаконному промыслу, а также устранение его причин и условий. Речь идет о совершенствовании законодательства в части регулирования деятельности по приемке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов; регулирования порядка фрахтования судов; инспектирования «подфлажных» судов в российских портах; маркировки судов и орудий вылова. Кроме этого, запланировано создание системы отслеживания происхождения уловов на всех этапах их перемещения, введение электронного судового журнала и использование электронной подписи капитанами судов.

Надеемся, что реализация перечисленных пунктов Национального плана позволит повысить эффективность государственного контроля в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ