2018-03-06T15:17:56+10:00 2018-03-06T15:17:56+10:00

Сергей Петлин: «Грядут переделки в аэропорту Владивостока»

Его беспошлинная торговля не всегда может подстроиться под требования известного бренда

К. Пинаев |  «Грядут переделки в аэропорту Владивостока»
К. Пинаев
Сергей Петлин, учредитель и генеральный директор ООО «ДЕРА-Владивосток».
Родился 30 декабря 1969 г. в Новосибирске. 1987–1992 гг. — учеба в Иркутском военном авиационном инженерном училище, 1992–1998 гг. — служба в рядах вооруженных сил.
В 1998–2000 гг. — работа в Артемовской таможне и учеба в Дальневосточном государственном университете по специальности «Финансы и кредит» (второе высшее образование), в 2000 г. переведен в Толмачевскую таможню (Новосибирск), где курировал магазин беспошлинной торговли.
С 2001 г. занимается магазинами дьюти-фри в аэропорту Кневичи.  

Внешний вид сегодняшнего героя рубрики «Персона» сразу привлекает внимание: колоритная борода, очки и костюм не только складывают определенный образ, но и указывают на особенный вид его деятельности. Петлин занимается «дьюти-фри».  

— Сергей Иванович, вы больше 15 лет занимаетесь организацией торговли, ориентированной на выезжающих из России в страны Азии. Значит, можете достоверно оценить положение дел в приморской сфере международного туризма.

— Да, этот бизнес напрямую зависит от покупательной способности тех туристов, которые покидают Приморье. Еще два года назад туристов к нам прилетало немного, больше было командированных иностранцев.

Существенный приток мы ощутили в позапрошлом году: запустилось казино, прилетели группы людей играть. Мы не ожидали такого наплыва и даже провалились по некоторым группам товаров. Товар поступает из Европы, срок доставки не малый. Основной поток туристов тогда пришелся на лето.

Сейчас до половины пассажиропотока МАВ составляют иностранные граждане. Рост пассажиропотока, конечно, положительно сказывается на доходности и рентабельности. У жителей Азии принято домой возвращаться обязательно с подарком, причем популярны европейские бренды.

В целом для Азии беспошлинная торговля — привычный формат. Например, Южную Корею вообще можно считать родоначальником моды бизнеса дьюти-фри, все новое и лучшее в плане функционирования магазинов беспошлинной торговли, включая дьюти-фри в городе, появилось там.

От нас требуется быть на уровне, привлекать новые бренды. А у каждой товарной марки — свои требования.

Порой бренд рад бы зайти к нам, но мы не можем выполнить его требования по предоставлению нужной площади, ведь наш аэропорт тоже не резиновый.

— Какова специфика вашего магазина по сравнению с теми же корейскими дьюти-фри?

— В целом у нас представлена традиционная линейка магазина дьюти-фри: алкогольные напитки, парфюмерия, часы, очки, одежда, ювелирные изделия. Естественно, есть местная продукция. Например, картины художников Приморья, резные изделия из кости мамонта.

— Почему не продается продукция «Уссурийского бальзама» и морепродукты? Это же наши главные «бренды»?

— При продаже алкогольной продукции налоговым законодательством предусмотрен возврат акцизов. Но фактически механизм возврата так и не прописан, и, соответственно, эта схема не работает. С учетом сопутствующих расходов на аренду и прочих стоимость местного алкоголя у нас будет выше, чем на внутреннем рынке. По этой причине туристам будет предпочтительней покупать «Уссурийский бальзам» не в дьюти-фри, а на местном рынке.

Что касается морепродуктов: у них ограничены сроки годности, а на каждый товар мы подаем декларацию в таможню. Поэтому попросту не связываемся. Был опыт — продавали красную икру, сейчас вот планируем разместить на полках магазина икру черную. Отмечу, что не каждым товаром можно торговать в дьюти-фри. Существует перечень продукции, которая запрещена к продаже в магазинах беспошлинной торговли.

— Владивосток подключается к системе такс-фри, будет ли это привлекать туристов?

— Везде в Европе такс-фри работает, сам пользовался этой системой. такс-фри и дьюти-фри хорошо друг друга дополняют.

Будет ли работать такс-фри в нашем городе, покажет время. Мы не Москва и не Сочи. Сложность в том, что компаниям, желающим участвовать в этом проекте, необходимо соответствовать, на мой взгляд, непростым требованиям, установленным для участников. Все-таки 10 млн рублей, уплаченных в бюджет государства как НДС в предыдущем налоговом периоде, — сумма не маленькая. Вопрос: есть ли во Владивостоке предприятия или торговые сети, которые могут этим похвастаться?

— Как вы сами привлекаете покупателей?

— Работаем с туристическими компаниями, которые поставляют качественного туриста, принимаем участие в организации чартеров. Мы не стоим в стороне. Турист, который будет улетать из Владивостока, мимо нас не пройдет.

— Однако не все товары помещаются на полки. Как тут быть?

— МАВ проинформировал нас, что видит зону беспошлинной торговли несколько иной. Грядут переделки внутри аэропорта, оптимизируют зоны регистрации, отправления на внутренние и международные направления. Определенные работы уже ведутся.

Уже сегодня, если происходит какая-то задержка или накладка двух-трех международных рейсов, становится немножко тесновато, аэропорт хотя и новый, но никто не мог и подумать, что он будет так быстро наполняться. Один из акционеров — компания «Чанги» — приводит новые авиакомпании и направления.

Если пассажиропоток продолжит свой рост таким же темпом, как сейчас, то во Владивостоке потребуется строить новый, более современный аэропорт.

А пока мы готовимся к реконфигурации нашей зоны беспошлинной торговли.

— Как считаете, реально Приморью  по привлекательности для внешнего туризма выйти на уровень соседних стран?

— Нам есть что показывать. Накладывает свое сезонность. Но, как вы знаете, под лежачий камень вода не течет, поэтому при создании определенных условий, при грамотном привлечении инвестиций развивать туризм не можно, а нужно.

Сегодня в нашей стране 38 операторов дьюти-фри. В 2018?г. вступил в силу Евразийский кодекс Таможенного союза. Там прописаны пункты, благодаря которым появилась возможность организации магазинов беспошлинной торговли на въезд воздушным и водным видами транспорта. Реально этим можно будет заниматься с момента вступления в силу федерального закона о таможенном регулировании. С этого самого момента мы планируем начать активную работу с администрацией Приморского края в части того, чтобы организовать магазины дьюти-фри на въезд и на автомобильных и железнодорожных переходах на российско-китайской границе.

— Проблема в том, что пункты пропуска реконструируются с большими задержками.

— Театр начинается с гардероба, а туризм — с пункта пропуска. Чем лучше будет сервис на границе, тем больше желания приехать в нашу страну. К примеру, в автомобильном пункте пропуска «Сосновая падь» тесновато, не хватает красоты и комфорта, а в Суйфэньхэ — посмотрите, все иначе. Понятно, у государства не хватает средств на содержание всех пунктов пропуска, их немало. Но сейчас готовится законопроект о государственной границе, где будет предусмотрена возможность частных инвестиций. Возможно, так можно будет эффективнее реконструировать и содержать «ворота» в нашу державу.

Константин СЕРГЕЕВ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ