2018-03-15T08:45:24+10:00 2018-03-15T08:45:24+10:00

Утиль стимулирует «правый руль»

Увеличение сборов подстегнуло спрос на пробежные авто из Японии

Авторынок в Приморье неожиданно нажал на педаль газа: спрос на б/у, но беспробежные авто вырос примерно на 50%. И, как уверяют участники рынка, это буря перед серьезным затишьем.

В 2017 г. в Приморье было завезено 64,5 тыс. машин - на 19 тыс. больше, чем в 2016 г. За январь нынешнего года через пункты пропуска Владивостокской таможни оформлено 3,5 тыс. авто - почти в два раза больше показателей предыдущих двух лет.

«По сравнению с позапрошлым и прошлым годом рост продаж в январе - феврале составил как минимум 50%, - отмечает директор компании «Машины мира» (WorldCar) Максим Валенский. - Повышения стоимости автомобилей не наблюдается, может быть, в пределах цены «тревожной кнопки», не более. Но для наиболее ходовых машин стоимостью до 500 тыс. это составляет до 10%. В июле - сентябре наблюдался спекулятивный рост стоимости ввозимых автомобилей, их было мало. Однако рынок быстро насытился и ценовая ситуация стабилизировалась».  

«Оживление началось в ноябре прошлого года, - считает директор Carwin.ru Дмитрий Забора. - Связано это с тем, что утилизационный сбор обещали повысить в январе. Потом сообщили, что тарифы повысят в феврале, и народ опять поспешил закупаться. На всякий случай мы готовимся отказываться принимать ставки на автоаукционах с середины апреля. Все, кто может, постараются купить в эти сроки, а потом будут ждать июля – что будет с временным порядком. Пока предпосылок для роста цен нет, люди покупают что хотят. Обычно в январе - феврале продажи падают. Но на фоне новостей падения не наблюдается, многие покупатели просят нас прокредитовать их, чтобы успеть купить до введения утилизационного сбора. Люди хотят использовать «последний шанс» купить праворульную машину».

Директор компании «Акебоно» Илья Щербаков, считает, что повышение утилизационного сбора хоть и создаст некий ажиотаж на аукционах Японии, но не исключит возможность приобретения машин в Японии. По его словам,  только их компания может ежедневно приобретать сотни машин на японских торгах, при этом конкурентные преимущества будут у компаний способных оперативно организовать отправку приобретенного товара в Россию.

Илья Щербаков: «Именно временной период между заявкой на машину и получением товара на таможне и является услугой, покупки «правого руля». В нашей компании идет сотрудничество с крупнейшими аукционами Японии и транспортными компаниями за счет, того, что у компании есть свои портовые территории и прямые договора с крупнейшими перевозчиками, срок покупки и доставки может быть менее месяца.

Второй актуальный момент при приобретении авто, это его доставка в России. Этой зимой многие потребители в России столкнулись с тем, что купленные авто с высокой аукционной отметкой были привезены недобросовестными перевозчиками в состоянии «обледенения». Это когда машины везут на палубе судна, и машины не просто забрызгиваются соленой волной, а  порой окатываются полностью волнами на протяжении нескольких дней. Учитывая, что этой зимой Японское море штормило постоянно, то пострадали сотни машин. Покупатели машин обязаны обращать внимание на судовой парк перевозчика и выбирать специализированные суда, на которых машины везутся в закрытых отсеках, где невозможно попадание морской соли».

Но, это все больше технические моменты. Повышение утилизационного сбора и отмена временного порядка установки системы ЭРА-ГЛОНАСС продолжают будоражить рынок, почти как в начале 2017 г. Тогда на несколько месяцев, после введения обязательств по установке устройств вызова экстренных оперативных служб (АВЭОС), оформить машину стало невозможно. Был введен временный порядок, который вообще-то в российском законодательстве никак не регламентирован. По некоторой информации, 1 июля нынешнего года действие документа и вовсе заканчивается. Запрос в пресс-службу АО «ГЛОНАСС» о перспективах продления временного порядка ответа не предоставили. При этом на официальном сайте компании ссылка на сам документ просто исчезла.

Представители автобизнеса сейчас гадают: остановится ли рынок?  «Такой риск всегда присутствует», - считает Максим Валенский, добавляя, что все надеются на лучшее. «Скорее всего, мы увидим постепенный рост цен. За 3-5 месяцев люди привыкнут к новой стоимости автомобилей и кнопки ГЛОНАСС. И опять потребитель будет переплачивать огромные деньги ни за что», - прогнозирует Валенский.  

Существуют и другие риски. «Если повысится утилизационный сбор либо машины затормозятся на таможне по любой другой причине, люди побегут покупать на рынок, стоимость автомобилей будет расти, - рассказали корр. «» на авторынке «Зеленый угол». - Кроме того, если «утильку» поднимут на 90%, автомобили некоторых популярных марок завозить будет просто нерентабельно». 

В компании «Прим-Брокер» считают, что повышение утилизационного сбора хоть скажется на рынке, но продажи не остановятся. По словам специалистов компании, будут возить машины  2011-2012 гг., дешевые ToyotaPriusAlfa, ToyotaPrius 30, NissanSerena и ряд других компаний. Но при этом диллеры переоринтируются на другие модели.

При этом все, всех участников рынка волнует сохранение режима временного порядка. В сфере этого бизнеса создано десятки тысяч рабочих мест. Это и самозанятое население, и индивидуальные предприниматели, судоходные компании, таможенные брокеры, а также автосервисы и другие сопутсвующие услуги по обслуживанию привезенных автомобилей. И все прогнозируют, возможно, повторение событий прошлого года – когда из-за отсутствия законодательной базы таможенные склады переполнятся, и начнутся митинги, с призывами узаконить временный порядок стал постоянным.

«Будут расти поборы – будем увеличивать цены, как обычно», - рассуждает анонимный продавец с «Зеленого угла». – «Что мы видели после 2008 г.? Люди, так всегда бывает, некоторые время привыкали к новым ценникам, но адаптировались. Кризис разве в нашей стране когда-нибудь заканчивался?»

«Каждый год что-нибудь да случается, - соглашается еще один участник «Зеленого угла». - Как на пороховой бочке. Ничего не предвещало, так ввели ГЛОНАСС. А где у нас в России все хорошо: может, в тяжелой промышленности или в легкой? Только в Газпроме и «Роснефти» благодать».

Автобизнес собирается повышать цены. «Сегодня разные платежи вдвое больше, чем стоимость автомобиля в Японии, в какой стране так? - сетует собеседник «К» на «Зеленом углу». – Раньше средняя стоимость покупки автомобиля распространенных марок укладывалась в $2,5–3 тыс., сейчас она втрое выше».

Константин СЕРГЕЕВ

КОММЕНТАРИИ

Николай Матвиенко, заведующий лабораторией Дальневосточного центра экономического развития и интеграции России в АТР ДВФУ: «По статистической отчетности за прошлый год, в секторе автопродаж генерируется менее 4% от всей валовой торговой выручки во Владивостоке. И это от всех видов машин: и легковых, и грузовых, и автобусов, и новых, и старых. Что касается идеи запрета правого руля, она, с одной стороны, легко осуществима, но с другой — просто бессмысленна. Праворульный секонд-хенд давно уже не составляет конкуренции новым машинам с левым рулем, выпускаемым в России, в общем-то, теми же производителями — «Тойота», «Мазда», «Ниссан». Запрет, не принеся никакой пользы, может иметь только негативные политические последствия: вспомнятся старые обиды «провинции», подогреются местечковые протестные настроения. Вряд ли властям это надо».

Дмитрий Пенязь, генеральный директор «Веросса», председатель общественного движения защиты автомобилистов: «Правый руль» будет жить, пока подержанные японские автомобили будут удовлетворять спрос приморцев по цене и качеству. Сейчас автомобили зарубежных марок, и не только японских, выпускаются в нашей стране. Но новые машины достаточно дорогие, есть вопросы с комплектацией. В то же время беспробежная «японка» доступна военным, учителям, врачам, работникам бюджетной сферы. Развитие рынка сдерживается искусственно. Благодаря кнопкам ГЛОНАСС, которые не работают. Взимается утилизационный сбор, между тем я не знаю места, где в Приморье по факту утилизируются автомобили. Конечно, если правительство в очередной раз повысит пошлины, это убьет рынок подержанных автомобилей. Но кому от этого будет хорошо и станут ли лучше отечественные автомобили? Вопрос риторический».

Юрий Копылов, глава Владивостока в 1999–2004 гг.: «В то время, когда я управлял городом, продажи подержанных «японок» были хорошие, бюджет получал ежегодно повышающиеся налоговые платежи. Десятки миллионов — может быть, не так и много, но на фоне того, что бюджет города в целом составлял 3–3,4 млрд рублей, совсем неплохо. Второй момент: это же целая индустрия, в которой задействованы порты, судоходные компании, собственно продавцы, авторемонт, автосервис. С рабочими местами в 90-х было тяжело. Стоявшие на побережье заводы работали как перевалочные базы по экспорту металлолома и топлива. А здесь — рабочие места, доход для значительной части населения. Что касается дорожно-транспортной статистики, она не подтверждала, что на праворульных машинах совершается больше аварий. Переучиться с правого на левый руль или обратно не составляет никакой проблемы».

 

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ