2018-02-22T08:45:02+10:00 2018-02-22T08:45:02+10:00

Как во Владивосток привозят уникальных животных

В Приморье авиадоставка стала удобной, но очень затратной схемой

Перевозка грузов и почты гражданской авиацией РФ за 2017 г. увеличилась на 15,7% — до 1,13 млн тонн. Грузооборот составил 7,59 млрд тонно-километров (+15,4%) и, по прогнозам экспертов, продолжит расти в 2018 г.

Ежедневно аэропорт Владивостока принимает грузы на рейсах авиакомпаний «Аэрофлот», «Россия», «ВИМ Авиа», «ЮТэйр», Korean Air, China Southern, «ИрАэро». Номенклатура самая широкая — медикаменты, оборудование, промышленные товары, электроника, продукты питания (фрукты, овощи, морепродукты), комплектующие и запасные части к агрегатам и механизмам, животные, личные вещи граждан. По воздуху к нам везут цифровую технику из Японии, кофе из Панамы, розы из Эквадора, рогатый скот, заказанный местными фермерами, пингвинов для Приморского океанариума.

Авиадоставка незаменима, если груз достаточно высокомаржинальный, скоропортящийся, живой или «сроки горят». Востребованные направления на внутренних воздушных линиях (ВВЛ): Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Краснодар, Ростов-на-Дону, Сочи, Симферополь, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск. На международных воздушных линиях (МВЛ): Сеул, Токио, Гонконг. А крупнейшая российская грузовая авиакомпания AirBridgeCargo выполняет через аэропорт Владивосток три еженедельных регулярных рейса, связующие Гонконг и Лос-Анджелес.

«Географическое расположение Владивостока и его современная аэродромная инфраструктура, рассчитанная на прием всех типов воздушных судов, оптимальны для маршрутов из Азии в Штаты. Электрооборудование, рыба, экзотические фрукты и другие продукты из стран АТР через Кневичи отправляются в Лос-Анджелес на борту современного Boeing-747–8F — грузовой версии пассажирского самолета Boeing-747–8, — рассказали в AirBridgeCargo. — Уникальный самолет был разработан и создан на базе Boeing-747–400, с улучшенным новым двигателем, крыльями, удлиненным фюзеляжем и увеличенным размахом крыла. Это единственный коммерческий самолет с возможностью загрузки через переднюю (носовую) дверь для сверхгабаритного груза, причем его загрузка достигает 133 тонн. Впервые аэропорт Владивостока принял судно AirBridgeCargo в октябре 2014?г. Рейс доставил 165 коров из Голландии и был обслужен в новом грузовом терминале».

Развитие получают и чартерные перевозки, которые для приморских предприятий выполняют грузовые авиакомпании РФ на тяжелых ВС типа Boeing-747F, Ан-124 и Ил-76.

Сергей Ясиневич, заместитель генерального директора ООО «Аэро-Груз»: «После стагнации, в период кризиса 2013–2014?гг., в настоящий момент на рынке авиаперевозок грузов в Приморье наметилась устойчивая тенденция роста. Во многом она определена развитием комплексной программы «Свободный порт Владивосток», образованием на территории Приморья ТОРов, открытием новых международных маршрутов и привлечением новых авиакомпаний-перевозчиков для выполнения регулярных и чартерных рейсов в аэропорт Владивосток».

По словам Ясиневича, рынок авиаперевозок в Приморье устойчив благодаря сложившейся и развивающейся географии полетов, а также имеет сбалансированную среду относительно ввозимых и отправляемых грузов (отправка — 55% и ввоз — 45%). Формируется рынок в соответствии с наличием и развитием меж­региональных связей, маршрутами авиаперевозок и задействованными на них типами воздушных судов. Большую роль играет фактор сезонности. Объемы перевозок снижаются в период июнь — август и увеличиваются с сентября по декабрь.

Сергей Ясиневич: «Конкурентная среда грузовых авиаперевозок может рассматриваться исключительно в рамках маршрутов, на которых задействованы однотипные ВС нескольких перевозчиков (примеры: Владивосток — Петропавловск-Камчатский, Владивосток — Южно-Сахалинск, Владивосток — Сеул, применяемые типы ВС — А-320, А-319). В то же время доминирующим направлением грузовых авиаперевозок остается европейская часть РФ, куда 2–3 ежедневных рейса выполняют на широкофюзеляжных ВС типа А-330 и Boeing-777 перевозчики, входящие в единую группу компании «Аэрофлот» и не имеющие аналогов в конкурентном поле».

Стоимость авиаперевозки имеет две основные составляющие: тариф (авиафрахт) и сборы за обслуживание грузов в аэропортах отправления и назначения. Высокие авиатарифы остаются проблемой для заказчиков. Обычно авиадоставку используют, когда другой альтернативы нет. «Ценообразование зависит от спроса. Перед Новым годом клиенты уже не смотрят на стоимость, им нужна скорость. Естественно, в период ажиотажа «Аэрофлот» поднимает тарифы, причем цена меняется регулярно, в этом месяце она может упасть на пять рублей, а в следующем — подняться на 50» — рассказали в компании «Влад Импорт».

Сергей Юрченко, директор компании «ЛИДЕР-АТР»: «Авиадоставкой мы возили фрукты — очень удобно, но очень затратно, то есть это узкий сегмент перевозок, целесообразный только для высокомаржинального товара, например, каких-нибудь мелких ягод, которые мало весят, но стоят дорого».

«Если необходимо срочно доставить комплектующие, мы используем авиадоставку. Об экономии здесь говорить, конечно, не приходится», — говорит Дмитрий Бобков, директор «Дальневосточного завода «ЭКОЛОС».

«Самолет — дорогое удовольствие. Его мы позволяем себе только с эксклюзивными для местного рынка сортами кофе, себестоимость которого уже так высока, что транспортные расходы не сильно изменят картину», — рассказывает Каталина Школа, региональный директор сети «Кафема».

В то же время во Владивостоке есть компании, использующие авиадоставку регулярно и строящие на ней свою маркетинговую политику. Анна Горбатюк, генеральный директор ООО «Стратегия» (супермаркет «Сказочный край»), сделала ставку на свежие фрукты из Таиланда: «Манго, папайя, маракуйя и другая экзотика из Бангкока летит в Хабаровск грузовым рейсом, откуда ее перевозят во Владивосток, так что сроки доставки занимают не более двух дней (морским путем фрукты могут транспортироваться более 20 дней). И хотя ввиду путевых расходов конечная наценка значительно возрастает, маржинальный товар находит своего покупателя».

Для особых категорий грузов (опасные грузы, живые животные, скоропортящиеся продукты питания, тяжеловесные, человеческие останки) действуют тарифы и сборы с повышающими коэффициентами. Дмитрий Мезенцев, директор Приморского сафари-парка, ждет лета, чтобы доставить во Владивосток черных аистов из Москвы. По его словам, борты, на которых можно отправить столь специфический груз, приземляются в Кневичи только летом, зимой единственный вариант — транспортировать заказ из аэропорта Хабаровска. Цена — отдельный разговор.

Дмитрий Мезенцев: «Дорого очень. Например, леопард нам достался бесплатно, но перевезти его во Владивосток стоило около 300 тыс. рублей. Доставка львов из Крыма обошлась в районе 500 тыс. рублей».

Работа с животными считается одной из самых сложных для грузовых операторов. Светлана Гетун, генеральный директор компании «Карго-Владивосток», вспоминает, как в аэропорт Владивостока доставили 165 коров для «Русагро — Приморье» — выгрузить их из специальных клеток и погрузить в машины стоило немалых усилий. «Еще сложно перевозить действительно крупных морских млекопитающих — китов или косаток, просто ввиду их размеров. Они находятся в таких больших огромных «ваннах» с морской водой, и, прежде чем доставить их на борт, мы эту воду сливаем, оставляем минимум, чтобы животное себя комфортно чувствовало, загружаем его на самолет, а уже там снова заливаем воду — процесс достаточно сложный», — объясняет Светлана Гетун.

Сергей Ясиневич: «Применение сложной и дорогостоящей техники обусловливает установление и максимальных тарифов за выполнение на ней коммерческих перевозок, в том числе авиационных грузов. Исходя из роста цен на энергоресурсы (авиатопливо) и стоимость аэропортового обслуживания ВС тарифы на авиаперевозку грузов авиакомпании меняют, как правило, в большую сторону».

Здесь надо отметить, что во Владивостоке есть два крупных грузовых оператора, чьи возможности обработки и транспортировки грузов соответствуют международным стандартам — «Карго-Владивосток» и «Аэро-Груз». Когда в 2014 г. «Карго-Владивосток» выходила на рынок, грузооборот во владивостокском аэропорту упал процентов на 30 по отношению к 2013 г. В дальнейшем положительная динамика набирала порядка 10% роста ежегодно, так что компания развивалась не в самых легких условиях, но смогла занять прочное место на рынке.

Среди небольших игроков, оказывающих услуги грузоотправителям и грузополучателям, конкуренция невысока, но они также занимают свою нишу, привлекая клиента, в первую очередь, высокой оперативностью.

Дмитрий Агафонов, представитель компании «Влад Импорт»: «Мы отправляем грузы каждый день и не ждем, пока будет еще. Иногда даже нет смысла в терминале и услугах хранения. Конечно, крупные предприятия обратятся в «Карго-Владивосток» или «Аэро-Груз», но у нас есть свой клиент, и, я думаю, этот рынок перспективен. Авиадоставка актуальна всегда. А с подъемом экономики ситуаций, когда «груз нужен еще вчера», будет больше».

Сергей Ясиневич: «Воздушный транспорт, в соответствии со своей спецификой, является самым быстрым и технологичным. Сегмент грузовых авиаперевозок при условии стабильной экономической ситуации в мире неизменно продолжит интенсивно развиваться.

Приобретая новый социально-­экономический статус, Владивосток и Приморье становятся пунктами на карте региона, наиболее привлекательными для инвестирования и наращивания объемов промышленного производства. Соседство с высокоразвитыми странами АТР с самодостаточной и интенсивной экономикой позволит Приморью соизмеримо развиваться с выстраиванием новых производств, что, безусловно, повлечет за собой поставки передового оборудования, а впоследствии и транспортировку готовой продукции в другие регионы.

Аэропорт Владивосток по праву может стать в ряд достойных хабовых пунктов, обслуживая рейсы, которые выполняются по федеральным и региональным маршрутам воздушных перевозок, в том числе и международным».

Юлия ПИВНЕНКО

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ