2018-02-09T17:37:24+10:00 2018-02-09T17:37:24+10:00

Хамство или подготовка к нервной работе

Приморцы рассказали о своем отношении к стрессовым собеседованиям

Собеседование — одно из наиболее распространенных методов отбора и оценки персонала. Но при кажущейся внешней простоте применения оно требует правильного использования и обязательной подготовки проводящего его сотрудника, иначе результат оказывается прямо противоположным ожидаемому.

«После длительного отборочного конкурса и выполнения тестовых заданий наконец встреча с потенциальной руководительницей в стивидорной компании, специализирующейся на перевалке каменного угля, — поведала «К» одна из кандидатов на вакансию. — Она, скривив рот и глядя мимо меня в окно (мол, даже смотреть на тебя противно), спросила: «И что вы тут рассказываете о своем 30-летнем опыте? Хотите сказать, что мы, имея меньший опыт, ничего не понимаем? У вас университетское профильное образование? Вы автор книг? А вы можете объяснить, чем отличается тире от дефиса?»

Я вышла с собеседования ошарашенная: «Что это было?!» Изучив вопрос, поняла, что возможны два варианта — либо передо мной сидела дилетант, повышающая самооценку за мой счет, либо это было стрессовое собеседование. И в таком случае мне еще повезло, что использовался не весь арсенал этого вида интервью с кандидатами».

Неоправданное для вакансии стрессовое интервью — это практически всегда сигнал для соискателя: что-то здесь не так. Если тебя проверяют на стрессоустойчивость, то жди на рабочем месте эти самые стрессы в полном объеме. По словам экспертов, сама идея стрессового интервью вполне разумна и во многих случаях оправданна. Оно необходимо для должности, которая подразумевает систематическую работу в сложных условиях. Например, для оператора кол-центра по поддержке клиентов, где нужны стальные нервы и бывают различные ситуации, или для работника службы безопасности фирмы, МЧС, стюардессы, диспетчера в аэропорту и т. д. То есть там, где результаты деятельности кандидата (или даже жизни людей) напрямую будут зависеть от реакции человека.

Ожидания…

Цель стрессового собеседования — определить, действительно ли психика кандидата позволяет ему работать на той или иной должности конкретной компании. Создается максимально неудобная ситуация, которая способна вывести человека из состояния комфорта и равновесия.

Для этого используется провокация, часто идет в ход бестактность и хамство, предлагается сесть на стул со сломанной ножкой, задаются слишком личные вопросы и даже — классика жанра — в лицо соискателя выплескивается стакан воды… Важен не столько правильный ответ соискателя, сколько правильная реакция на ситуацию. Так работодатель проверяет стрессоустойчивость кандидата и его склонность к конфликтам.

При этом существуют правила проведения стрессового собеседования. Первое: вас обязаны предупредить о нестандартном интервью. Это снизит вероятность обид, негативных последствий и повысит эффективность собеседования. Второе: вас должны вовремя вывести из стресса. Если специалист не владеет такими психологическими техниками, то ввиду этических причин он не имеет права вгонять кандидата в стресс только в целях эксперимента. Третье: собеседующие не должны демонстрировать превосходство над кандидатом.

…и реальность

В исполнении непрофессионалов происходит все по известной схеме: хотели как лучше, получили — как всегда.

«Пригласили на собеседование в крупную торговую компанию, — поделилась опытом с «К» Ольга Цвейт, одна из менеджеров приморской компании (по просьбе спикера фамилия изменена). — Встреча проходила в душной комнате без окон, в ней сидело человек пять. Мадам, проводившая собеседование, попросила рассказать о себе. Когда я начала, она активно стала лазать в компе, просить чужую анкету у сотрудников. Естественно, я замолчала и стала ждать, когда она успокоится. На ее «я жду», я ответила, что уже все рассказала. Затем, когда рассказывала о том, что умею и знаю, она, не смотря мне в глаза, начала ухмыляться, стала звонить кому-то. Мне уйти надо было сразу, но как-то ошарашило, что ли, такое поведение: все-таки ждала, что разговор пойдет в более конструктивном ключе.

В итоге моя собеседница начала наезжать на меня, что я не смыслю в HR вообще ничего и зачем я им нужна, и швырнула в меня папку! Когда я расплакалась, она сказала, что проводит стрессовое собеседование. Самое интересное, что стрессы на работе я переношу стойко, практически никогда не ору ни на кого, стараюсь решать проблемы, а не впадать в панику. А это собеседование ввело меня в ступор из-за неуместного хамства. И вот после такого подхода к потенциальным работникам у меня мнение об этой компании упало.

Действительно, если так относятся к «чужим», то что уж можно думать об их работниках, какое к ним отношение. В этот день я была на нескольких собеседованиях, и нигде больше так со мной так разговаривали. Естественно, я выбрала другого работодателя».

«Слышал про такие собеседования давно, но даже при устройстве менеджером в отдел продаж стрессовых интервью мне никогда не проводили, — говорит Олег Пажков (по просьбе спикера фамилия изменена). — Я считаю откровенным неуважением к работнику намеренно загонять его в какие-то специфические рамки, в стрессовую ситуацию, чтобы «поглядеть». Хамство (даже если оно специально надуманное) потенциального работодателя совершенно иначе воспринимается, нежели хамство невоспитанного человека с улицы. Поэтому нет, я бы не стал работать в компании, где собеседования проводят подобным образом. У меня бы возникли большие подозрения в неадекватности руководства компании. Зачем мне оно такое надо?»

Несовместимые вещи

Есть только один смысл «проглотить» хамство на стрессовом собеседовании — ну о-очень «вкусная» должность, бонусы на которой превышают неудобства получения данной работы. И если такие приемы HR все еще существуют, значит, есть и «клиенты» для них.

Но специалисты уже давно пришли к единому мнению: стрессовое собеседование — это методы двадцатилетней давности. Сегодня у профессионального рекрутера большой арсенал других методов, чтобы оценить кандидата и понять, подходит ли тот, и стресс-собеседование он применяет в исключительных случаях.

Виктория Купцова, руководитель группы по привлечению талантов по территории Урала, Сибири и Дальнего Востока «Coca-Cola HBC Россия»: «Мы не применяем данный тип собеседования по нескольким причинам. Во-первых, само по себе интервью для кандидата — это уже стресс. Достаточно внимательно слушать и наблюдать за невербальными проявлениями кандидата на собеседовании, чтобы сделать правильные выводы. Во-вторых, мы применяем дополнительные методы оценки кандидатов — интервью по компетенциям, тесты способностей, решение кейсов, центры оценки и другие, которые не предполагают создание шоковых ситуаций, но при этом дают более полную картину по кандидату. В-третьих, дополнительный стресс может стать источником нежелательных последствий для человека, что недопустимо».

Ольга Ратова, ведущий специалист по подбору персонала консалтингового агентства «Успех»: «Наше агентство не использует в своей практике подобный вид собеседования. Нам, наоборот, важно, чтобы человек чувствовал себя спокойно, доверял нам, раскрывался.

Наши клиенты — компании тоже мало используют эту методику, а если используют, то не в таком виде. «Воду в лицо» или «выдернуть стул из-под соискателя» — это не про них. Такое поведение со стороны компании абсолютно бессмысленно, если человек устраивается на работу, связанную с бумагами, и не собирается работать в стрессовых ситуациях. Если ваша работа не требует таких вот навыков, смело вставайте, прощайтесь и уходите.

Стрессовое интервью — это не хамское поведение, а просто моделирование нестандартных ситуаций, которые оправданны, если отсматривают кандидатов на «стрессовые» вакансии, там, где важны коммуникабельность, гибкость поведения (менеджеры активных продаж, работники кол-центров и т. д.). Здесь мы явно увидим работу кандидата на уровне чистых рефлексов, а не на уровне маски профессионала, которую он на себя надел. Но все равно я такие методы не приветствую и считаю их пережитком прошлого.

Отследить, насколько человек стрессоустойчив, можно более щадящими способами: к примеру, «помариновать» в коридоре подольше перед собеседованием, дать заполнить невероятно нудную и длинную анкету, некомфортно усадить для разговора, звонить по личным делам во время общения, отрываться и выходить из кабинета… Да много чего. Если кандидата легко вывести из себя — это проявится».

КОММЕНТАРИЙ

Иосиф Штительман, психолог-консультант Бизнес-академии Ольги Стаценко: «В стрессовой ситуации человек будет «без маски профессионала», но, скорее всего, и «без мозгов», ибо сильные эмоции (кроме интереса) и работа мозгами совершенно несовместимы. В сегодняшних условиях «борьбы за таланты» ни одна серьезная компания не позволит себе потерять достойного кандидата из-за неудачного стресс-собеседования. Выстраивать отношения важно на доверии и уважении».

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ