Денег нет, но они держатся

Бизнес поведал о фантомных болях приморской экономики
Денег нет, но они держатся

Весь 2017 г. был богат оптимистично-выжидательной информацией о скором восстановлении экономики края, ее подъеме со дна кризиса на вершины какого-то роста. Определенные основания для этого были: фактически в течение нескольких последних лет шла вынужденная санация реального сектора, оставившая «на плаву» компании, имевшие запас прочности — как в части финансов, так и корпоративного управления. Но в конце года даже они почувствовали отсутствие спроса и проблемы все уменьшающегося наличного потока. Главные трудности еще впереди? Это вопрос «К» задал своим читателям.


Сергей Юрченко, директор компании «ЛИДЕР-АТР»: «Я ни от кого не слышал, что кризис заканчивается. Скажем так: он просто набирает новый виток. Этот год был немного мягче, чем предыдущий, но все-таки оставался в кризисном русле, тем более в нашем регионе, где к экономической ситуации добавляются еще причины политического характера. Сказывалось отсутствие верхушки исполнительной власти. Новый год мы встречаем с новыми мэром и губернатором — что приятно, местными, приморцами. Будем надеяться, они наведут порядок, но им определенно потребуется время, чтобы вникнуть в рабочий процесс, и только тогда мы увидим положительные изменения.

А что касается конкретно нашей отрасли — импорта, экспорта и таможенного оформления, то в целом могу сказать, что пока все складывается достаточно позитивно, хотя тенденции к росту грузооборота я не вижу — он остается среднестабильным: крупные клиенты придерживаются тех же объемов поставок, что и в прошлом году. Может быть, стало больше мелких контрактов — люди начинают заниматься импортом, потому что раньше те, кто возил грузы из Кореи, Японии и Америки, переключились на местного производителя либо на местных поставщиков, которые, допустим, имеют свои крупные представительства в Москве и возят тот же самый импортный товар, но реализуют его как произведенный якобы в России, получая за это какие-то льготы, скидки и различные отсрочки платежей.

Если говорить о взаимоотношениях с таможней, за 2017 г. появилось очень много проблем. Вспомним: около 80 контейнеров с контрабандным товаром было выявлено ФСБ в порту Владивостока. Политика таможенных органов меняется в сторону прозрачности. Сейчас объединяют таможню и Федеральную налоговую службу, которые в рамках единой системы будут напрямую делиться информацией об импортируемых товарах.

Как это может повлиять на бизнес в целом? Для крупных игроков, компаний, связанных с государственными заказами, которые находятся в основном в Москве и Санкт-Петербурге и удаленно растаможивают здесь контейнеры, это будет большой плюс. Для нашего края, для города — скорее минус, потому что все-таки большая часть серых импортеров уйдет на Москву через официальные каналы, так что мы потеряем небольшое количество пошлин и налоговых отчислений в краевой бюджет. А как это скажется на местном рынке в целом, пока говорить преждевременно, потому что у всех разные договоренности, контрагенты, и кто окажется в минусе, неизвестно. Но лично у меня пока пессимистические ожидания».


Игорь Конюхов, глава экофермы «Николаевская»: «Для нас кризис и не начинался — переживать некогда, надо работать. Наоборот, он позволил нам подняться, начать развиваться, и по итогам этого года мы выросли достаточно сильно. Не скажу, что все хорошо, но по крайней мере объемы производства по направлению молочной продукции, особенно сырному направлению, удалось увеличить в разы. А все началось с волны импортозамещения, когда многие сыры исчезли с прилавков магазинов и остался только низкокачественный продукт. Люди быстро его наелись и хорошо приняли местного производителя с товаром высокого качества. Поэтому тенденция к росту, конечно, есть».


Юрий Минкин, директор Арсеньевского молочного комбината: «Этот год был непростой, но не тяжелее, чем прошлый. В целом под конец года создается ощущение, что покупательная способность населения немного падает, и этот факт не может не огорчать, но в остальном ситуация стабильная — я бы сказал, все хорошо».


Алексей Платов, директор компании «Инвест Билдинг — М»: «Экономика пошла вверх, по крайней мере, на Дальнем Востоке позитивные перемены чувствуются — сюда пришли реальные инвестиции, и не только иностранные: мы можем говорить о каких-то результатах больших проектов, которые в свое время могли кому-то показаться несбыточными.

Мы видим, как японский холдинг «Иида Групп Холдингз» обзаводится собственным портом в Приморье под организацию перевалки леса на экспорт в Японию, покупает причалы, «Русагро» наращивает мощности. Крупнейший в стране судостроительный комплекс создается на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта и Дальневосточного завода «Звезда». В ТОРах идет работа. Это то, что уже реализуется на практике.

DNS, группа компаний «Сумотори» просто молодцы — у внутренних инвесторов немало интересных проектов. И мы тоже расширяем производство — сейчас будем запускать линию по производству полиэтиленовой продукции, а в следующем году — по вторичной переработке пластика. Хотим закупать вторсырье с наших мусороперерабатывающих заводов и делать из него изделия, нужные городу, краю, — реализовывать по очень хорошей цене и получать с этого прибыль. На мой взгляд, 2018 г. должен стать экономически взрывным для Приморья».


Сергей Лелюхин, генеральный директор «Дальневосточного аукционного рыбного дома»: «Что касается нашей деятельности, то в уходящем году произошло много значимых, интересных событий которые настраивают на позитивный лад. Экономика? Думаю, она начинает выходить из рецессии. Все зависит от людей, которые ответственны за руководство регионами, предприятиями, и тех, кто занят непосредственно в производстве. Если каждый будет делать свою работу добросовестно, хорошо, я думаю, наша экономика резко пойдет в гору — все для этого у нас есть».


Андрей Пахомов, глава компании «Провиант»: «Платежеспособность населения не повысилась — она остается слабой, примерно на уровне прошлого года, ведь даже если какие-­то отрасли и выходят из кризиса, общая ситуация пока не радует нас переменами к лучшему.

Спрос на те сыры, которые мы производим уже на протяжении трех лет, достаточно стабильный, роста не наблюдается. Более того, мы проводили опрос покупателей, и люди, которые выбирают нашу продукцию, жалуются, что уровень доходов не позволяет им покупать больше. Сегодня большинство старается тратить деньги на самое необходимое, а хороший сыр — все-таки продукт почти деликатесный.

Тем не менее в 2018 г. мы собираемся расширять производство — хотим сделать свою козью ферму на тысячу голов, чтобы производить больше сыра из козьего молока. В Приморье с этим сырьем большие проблемы, а продукция перспективная».


Заирбек Юсупов, генеральный директор ПАО «ВМТП»: «Как мы и прогнозировали в начале года, грузоотправители, экспедиторы и стивидоры «привыкли» к текущему курсу валют и ситуации на рынке. В целом на рынке мы видим некое оживление, на протяжении всего 2017 г. наблюдался прирост по объемам грузоперевалки по всем ключевым видам грузов. При этом я уверен, что лишь одного оживления рынка для кардинального изменения ситуации мало. Если на предприятии нет менеджмента, который может предвидеть прирост грузопотока, своевременно подхватить его и извлечь максимальное количество дивидендов, то никакое «оживление» не поможет.

За неполный 2017 г. рост рынка перевалки контейнеров по основным игрокам составил 31,3% по отношению к прошлому году. ВМТП за этот же период подрос на 45%. Рост дальневосточного рынка генеральных грузов (без учета угля, средств транспорта и нефтепродуктов) составил 1,4%, в то же время ВМТП увеличил объемы на 37,3%.

Перевалка накатных грузов (Ro-Ro) за 10 месяцев 2017 г. в портах Дальнего Востока выросла в среднем на 31,4%. ВМТП увеличил перевалку грузовых, легковых автомашин и спецтехники на 80,2% по сравнению с прошлым годом.

В результате этот год стал рекордным для ВМТП по многим показателям. Впервые за 120 лет истории порта мы обработали более 7,3 млн тонн груза различной номенклатуры. Показатель EBITDA при этом вырос в 1,5 раза. Это рекордный результат».

Подготовила Юлия ПИВНЕНКО

 

Экономика и бизнес
В таможне пошли параллельные и не очень понятные процессы
В таможне пошли параллельные и не очень понятные процессы
ФТС решила провести очередное эксперимент с электронным декларированием
16 января 2018, 07:37
«Аврора» хочет летать внутри Хабаровского края
«Аврора» хочет летать внутри Хабаровского края
Но власти региона уповают на собственные «Хабаровские авиалинии»
16 января 2018, 06:37
Банк России заставляет ОСАГО выезжать из автосервисов
Банк России заставляет ОСАГО выезжать из автосервисов
Страховщиков будут лишать права осуществлять натуральное возмещение
12 января 2018, 15:47
Северокорейские рабочие скоро исчезнут из Приморья
Северокорейские рабочие скоро исчезнут из Приморья
Из-за этого у застройщиков могут возникнуть серьезные проблемы
12 января 2018, 10:58
ФАС хочет помочь Трутневу разобраться в пропаже 64 млрд рублей
ФАС хочет помочь Трутневу разобраться в пропаже 64 млрд рублей
Антимонопольное ведомство объявило о проверке аэропортов Дальнего Востока
12 января 2018, 10:04
Азиатский миллиардер продолжает дистанцироваться от игорной зоны «Приморье»
Азиатский миллиардер продолжает дистанцироваться от игорной зоны «Приморье»
Лоуренс Хо больше не будет влиять на политику первого казино края
3 января 2018, 09:21