2017-12-19T14:00:30+10:00 2017-12-19T14:00:30+10:00

Владимир Синицын: «Глава района — это дежурный стрелочник или потенциальный кандидат в СИЗО»

Почему руководить муниципальными образованиями себе дороже

Из личного архива героя публикации |  «Глава района — это дежурный стрелочник или потенциальный кандидат в СИЗО»
Из личного архива героя публикации
Анкета
Владимир Синицын, бывший глава Пожарского муниципального района.
Родился в с. Крыловка Кировского района Приморского края.
Работал монтером пути и горным мастером на Лучегорском угольном разрезе. С 1993 г. по 2009 г. проходил военную службу по контракту в пограничных войсках ФСБ РФ. Имеет награды и поощрения от руководства ФСБ Российской Федерации, от администрации Приморского края, от УВД ПК. Мастер спорта по борьбе самбо и дзюдо. С августа 2010 г. по февраль 2016 г. занимал должность главы Пожарского муниципального района.
В настоящее время живет и трудится во Владивостоке.

Быть главой района — работа ответственная, трудная и, как показывает практика, опасная. Так считает Владимир Синицын, отдавший чиновничьей службе 5,5 лет.

— Владимир Витальевич, человеку непосвященному всегда интересно, почему люди идут во власть — «что там, медом намазано?»

— Вспоминаю этап моей жизни, когда я осознанно принял решение участвовать в выборах на должность главы администрации Пожарского муниципального района. К тому моменту у меня уже были определенные успехи по службе, в спорте, в бизнесе. Начиная со школы я все время брал какие-то высоты, а когда берешь новую высоту, ты меняешься и неизбежно задаешь себе вопросы: «Какое твое предназначение в этом мире?», «Какую пользу обществу ты можешь принести?»

Сначала у меня была цель получить образование горного инженера и вернуться работать на разрез в свой родной Лучегорск. Так и произошло. Постепенно дорос до горного мастера. Потом меня призвали в армию и как спортсмена, мастера спорта по самбо, определили в команду Тихоокеанского пограничного округа. Следующие 15 лет были посвящены службе, спорту и бизнесу, который помогал вести супруге. Захотелось большего — поступил на второе высшее по специальности «государственное и муниципальное управление». А когда стал изучать предмет, понял, что хочу реализовать себя именно в этой сфере. Так родилась идея идти на выборы главы муниципального района.

— Насколько сложно далась вам победа?

— Сначала я приехал в Пожарский район, встретился с близкими мне людьми, посоветовался, готовы ли они принять человека, который уже больше 10 лет в поселке не живет, и понял, что найду поддержку. Это стало определенным стимулом заявить свою кандидатуру на выборах. Ситуация было сложная: заявилось несколько человек, в том числе и от партии власти, но в отношении меня не было задачи — «снять этого кандидата», или просто не успели.

На самом деле пройти через горнило выборов очень трудно, особенно в моральном плане, когда на тебя обрушивается критика, не всегда справедливая. Идет борьба, и ты узнаешь о себе много нового. В том числе против меня на втором этапе была развернута кампания со стороны оппонентов, не совсем честная и открытая. Было много материалов, которые не соответствовали действительности.

— Какая, если не секрет, была у вас зарплата и стоило ли оно того?

— Зарплата за период нахождения в должности с 2010 г. по 2016 г. выросла с 70 тыс. до 90 тыс. рублей. Деньги не такие большие по сравнению с ответственностью. Когда в исполнительную власть заходят люди из предпринимательской среды и сталкиваются с бюджетным процессом, федеральным законодательством, по которому должен жить чиновник, то сразу опускаются на землю. Если в бизнесе многие вещи можно сделать быстро, то на госслужбе могут уйти годы, чтобы сдвинуться с мертвой точки. Для активного человека это серьезный сдерживающий фактор.

— Как менялся бюджет? Хватало ли финансов на выполнение полномочий?

— Несоответствие объема полномочий органов местного самоуправления материально-финансовым ресурсам, имеющимся в распоряжении, не позволяет с надлежащим качеством и в необходимом объеме решать вопросы местного значения района и поселений и, соответственно, экономического развития территории — это большая проблема.

При создании 131-ФЗ не были учтены малая плотность населения и низкий налоговый потенциал сельских районов Дальнего Востока. Значительную часть средств местных бюджетов составляют трансферты, то есть финансовые вливания «сверху», при этом доля доходов, собираемых муниципалитетами на своей территории, неуклонно падает.

10 лет назад бюджет Пожарского района составлял порядка 700 млн рублей, а последние восемь лет — в районе 500 млн. При этом социальных обязательств перед людьми меньше не становится.

— Какие цели и задачи по развитию территории вы ставили? Что получилось?

— Главная задача, которую должен ставить руководитель любого уровня власти, — увеличение налогового потенциала территории. В этом смысле даже тему дипломной работы я взял — «Стратегия социально-экономического развития Пожарского муниципального района до 2020?г.». И рассматривал несколько направлений.

Первое — экологическое: создание на территории Пожарского района особо охраняемой территории в виде национального парка.

Второе — создание промышленного кластера на базе филиала «ЛуТЭК» ООО «ДГК» с законченным циклом переработки золошлаковых отходов.

Третье — сфера жилищно-коммунального комплекса с внедрением инновационной программы «Система корпоративного управления экономикой жилищно-коммунального комплекса Пожарского муниципального района с целью повышения качества жизни населения».

Если коротко, то все проекты реальные, и реализация этих трех направлений дала бы синергетический эффект экономике района. Но состоялся пока только один: при поддержке администрации президента РФ был создан один из самых крупных в мире национальных парков «Бикин».

По второму направлению инвестором было вложено более 300 млн рублей в проект по переработке золошлаковых отходов. Но чтобы его реализовать до конца, необходима поддержка и контроль на уровне правительства РФ. Законодательная база государством заложена, так как Лучегорск — это моногород. Осталось, чтобы Фонд поддержки моногородов выполнил свою миссию на деле.

Третье направление мы не смогли реализовать, так как столкнулись с отсутствием финансовой поддержки на региональном уровне, с противодействием компаний, работающих в этой сфере, и простым человеческим недоверием. В итоге авторский коллектив РАНХиГС вынужден был свернуть программу.

— Каким образом, по вашему мнению, можно выйти из замкнутого круга МСУ?

— На мой взгляд, нужно перейти от уравнительной модели к модели развития, то есть стимулирования экономического роста. Система мер в этом направлении схематично может выглядеть следующим образом. Прежде всего, нужна взаимосвязанная, качественная система планирования развития регионального и муниципального уровней, а в ее рамках — дорожные карты по отдельным направлениям деятельности, что сегодня активно продвигает врио губернатора Тарасенко.

Система эта должна предоставлять разумную самостоятельность территориям в определении и исполнении планов с учетом поставленных регионом задач. Бюджетная система в новом контексте должна поощрять рациональное вложение средств и получение запланированного социально-экономического результата в формате, близком к бизнес-планированию, но с учетом социальных эффектов. Деньги в данном случае следует рассматривать как инвестиционный ресурс, приносящий отдачу, а также конвертируемый в человеческий капитал. Пока же миграционная убыль населения, к сожалению, продолжается, причем не только в нашем районе, а вообще по всему Приморскому краю, Дальнему Востоку. Кривые численности населения естественным путем не переломить, нужна масштабная государственная политика, как по закреплению существующего населения, так и по привлечению новых людей.

— Должность главы районов, городов — опасная?

— Престиж профессии — руководитель муниципального образования — сегодня является нарицательным и не вызывает у имеющих опыт работы в этой сфере желания торопиться занять это кресло. Хотя работа на самом деле интересная. 

Но, к сожалению, прессинг со стороны надзорных органов отбивает у людей желание ею заниматься, такое понятие, как превышение должностных полномочий, четко не очерчено. В этом превышении может оказаться каждый, сам того не понимая.

Примеры последних лет в отношении глав районов и городов, вице-губернаторов и руководителей департаментов в Приморском крае по возможности оказаться в СИЗО впечатляют…

— И вы не заболели властью, не стала она для вас необходимым допингом?

— Я никогда не болел властью. А допингом для меня всегда были отношения с людьми моего района — это самое главное богатство и стимул сделать жизнь на территории лучше. По-прежнему с огромным уважением отношусь к своим педагогам, наставникам, друзьям, коллегам по работе. Если бы я заболел властью, то однозначно бы постарался остаться в этой должности, но посчитал, что пользу району принесет новый человек со свежими идеями, заряженный на результат. Отнесся к себе самокритично.

В данный период пытаюсь переформатироваться, получаю третье образование в области педагогики и физкультуры — это ниша, которую я всегда могу занять, имея огромный багаж в спорте.

Ведь «вся наша жизнь — борьба с собой. Арена к достижению успеха, а наш успех, как будто дым, меняет разум человека». То есть мы все время ставим себе какие-то цели, достигаем их, и в моем случае — ищем новые, где могли бы принести пользу обществу.

Юлия ПИВНЕНКО

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ