2017-12-15T10:09:25+10:00 2017-12-15T10:09:25+10:00

Диверсия японских террористов или несчастный случай?

Когда-то в районе острова Аскольд бесследно исчез один самолет

11 декабря 1947 г. в районе острова Аскольд бесследно исчез самолет, летевший из Японии в Приморье. Следы военного борта не обнаружены до сих пор.

Свидетели

В 1946 г. начался так называемый Токийский процесс, в ходе которого было проведено 949 судебных заседаний; заслушано 419 свидетельских показаний. Среди последних с советской стороны выступали и арестованный бывший император марионеточного японского государства Маньчжоудиго Пу И, и участники боев у озера Хасан — герои Советского Союза пограничники майоры Гильфан Батаршин и Иван Чернопятко. Все они дали показания, доказывающие агрессивную сущность японского военного режима.

Русские прибывали на процесс как по воздуху, так и морем через Владивосток. «Поезд до Владивостока шел тогда утомительных девять дней, — вспоминал один из участников процесса. — Шел сильный дождь и наступала вечерняя темнота. Однако, несмотря на ненастье, мы с помощью встретивших нас представителей местных властей быстро выгрузились из вагонов и в составе нескольких автомашин прибыли на ночлег: большая часть группы— в гостиницу «Челюскинцы», а меньшая часть — военная молодежь, в том числе и я, — прямо на военный фрегат, приготовленный для нашего морского рейса.

Моряки уже заранее знали, с кем им предстоит совершить рейс в Токио, и потому встретили нас весьма гостеприимно. Через несколько минут мы уже принимали горячий морской душ, а через час вместе с офицерами корабля сидели в кают-компании и поднимали тосты за здравие флота и пехоты, за их братскую кровную дружбу в борьбе против врагов нашей Родины. В течение семидневного пребывания в гостях у моряков мы превосходно отдохнули и немного поправились.


А потом вся советская делегация, разместившись на двух хорошо оборудованных американских военных фрегатах, управляемых нашими моряками, вышла в Японское море, оставив позади живописный Владивосток».


Император Пу И, находившийся в заключении в Хабаровске, был доставлен в Японию на самолете, стартовавшем в августе 1946-го с аэродрома Озерные Ключи в Кневичах.

В обвинительном акте было сформулировано 55 пунктов, содержащих общие обвинения всех подсудимых и виновность каждого в отдельности. Всего было 29 обвиняемых. Один из них — генерал Минами, член Тайного совета Японии, главком Квантунской армии, экс-губернатор Кореи. Против его действий и дал показания Пу И.

Катастрофа

Показания о нападении японцев на СССР у озера Хасан пограничники Чернопятко и Батаршин дали на заседаниях 30 и 31 октября 1947 г. После этого их ждала отправка домой. Перед отлетом Батаршин купил несколько маленьких японских кукол, которых обещал привезти из далекой Японии детям.


Во время Второй мировой войны авиация Приморья оснащалась американскими летающими лодками «Каталина», перегоняемыми через Берингов пролив на Уэлен и далее на Владивосток.


Количество их в 1945 г. достигло здесь 70 единиц. «Каталины» принимали непосредственное участие в десантных операциях советских войск в Китае, в Корее в 1945-м и использовались для перелетов и в послевоенное время.

Радиопеленгационные службы береговой охраны советского побережья Приморья приняли сигналы подлетавшего самолета и вели его до острова Аскольд, где 11 декабря 1947 г. сигналы прекратились и самолет исчез. Считается, что он попал в полосу тайфуна и потерпел катастрофу у острова. Однако в хранящихся у жителя Владивостока Александра Колесова рукописных записках одного из непосредственных участников процесса Георгия Пермякова, приставленного к Пу И хабаровского переводчика, корр. «К» обнаружил совсем другую версию гибели самолета с пограничниками: «Когда над Японией нависло вступление американцев, здесь были сформированы засекреченные отряды диверсантов. Даже после капитуляции эти весьма опасные единицы не были распущены, — вспоминал Пермяков. — И вот в Японию на трибунал прибывает бывшая японская марионетка Пу И и начинает дерзкие обвинения против бывших хозяев. С Пу И надо рассчитаться! Вот почему советская сторона и американская контрразведка тщательно охраняли Пу И. И события показали, что не зря.

Приезд Пу И (на фото) взбесил диверсионное подполье. На суде адвокат японского генерала Минами представил Пу И письмо, исполненное на желтом шелке.

— Не вы ли, господин Пу И, написали это письмо? (С призывом к японцам вступить в Китай и сделать его неограниченным монархом).

Пу И ответил, что такого письма он не писал. (Хотя в действительности это было его послание). Минами был возмущен, и немедленно начались диверсии. В конференц-зале вдруг отключили ток. Остановились кондиционеры, а в Токио минус 34 градуса. У ворот собрались хмурые разъяренные японцы.

Проведенная почерковедческая экспертиза подтвердила подлинность письма. Японские газеты дали неприятные для Пу И статьи. Но самый страшный удар подполье нанесло позднее. Бывший главком Квантунской армии, оказывается, еще был способен на это.

В середине сентября наша группа вернулась в Хабаровск. До этого наш гидросамолет «Каталина» в Токио пришлось уступить трем героям Советского Союза. Этого потребовал сотрудник посольства, опекавший нас. Мы были раздосадованы, когда нам приказали ждать другую «Каталину». Поэтому вернулись домой позже намеченного. Уже в Хабаровске майор Язев доверительно сказал мне:

— Тот первый самолет, что мы уступили героям, упал в море. Я невольно вспомнил главкома Квантармии Минами…»

Пермяков скончался в 2005 г. в Хабаровске в возрасте 88 лет, до конца будучи уверенным, что гибель самолета с Батаршиным и Чернопятко была следствием диверсии японских террористов, заминировавших самолет, считая, что именно на нем будет отправлен и Пу И.


Генерал и член Тайного совета Японии Минами был приговорен к пожизненному заключению, но в 1954 г. выпущен из тюрьмы по причине плохого здоровья и вскоре скончался.


В честь Чернопятко установлен обелиск в поселке Посьет, названы улицы и большой рыболовный морозильный траулер. Именем Батаршина названы улицы в Казани и в его родном городе Кировске. В 1967 г. имя героя присвоено БМПТ на Дальнем Востоке решением общего собрания команды.

Другая «Каталина»

Энтузиасты-поисковики до сих пор не теряют надежду обнаружить пропавший самолет. И одну такую «Каталину» они нашли. Летающая лодка «Каталина» третьей авиаэскадрильи 16-го отдельного морского дальнеразведывательного авиаполка ВВС ТОФ вылетела 10 августа 1945 г. в 12:00 из гидроаэродрома в бухту Суходол на разведку кораблей и наблюдение за ними.

В последний раз самолет был на связи в 20:44. В состав экипажа входили: командир отряда — капитан И. Фролов, летчик — младший лейтенант В. Ведерников, штурман — лейтенант А. Шестаков, борттехник — техник-лейтенант П. Мирошкин, стрелок-радист — сержант И. Корсунский, стрелок-радист — сержант А. Янчук, стрелок-моторист — старший краснофлотец К. Девятков.

На следующий день жители рыбацкого поселка Тазгоу обнаружили тела троих членов экипажа и похоронили их в братской могиле. Судьба остальных оставалась неизвестна. Летом 2015 г. участники Подводного клуба ДВФУ провели экспедицию в районе бухты Тазгоу (ныне — Спокойной) и обнаружили скалу на глубине 20 м, близ которой остатки самолета — двигатель и часть крыла.

Эта находка дает надежду, что тайна гибели «Каталины» 11 декабря 1947 г. все же будет раскрыта.

Юрий УФИМЦЕВ, специально для «К»

 

 

 

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ