2017-11-14T08:57:22+10:00 2017-11-14T08:57:22+10:00

Бортпроводница из Приморья рассказала, как "Аэрофлот" принимает сотрудников на работу

И о том, каких пассажиров считают деструктивными

Бортпроводник бизнес-класса в компании «Аэрофлот» Ксения Кобылец год назад связала свою жизнь с небом и больше не представляет себя с бумагами за офисным столом.


— Ксения, как происходит отбор кандидатов для работы в небе?

— Авиакомпании предъявляют к сотрудникам достаточно высокие требования. Уровень английского языка кандидата должен быть не ниже Intermediate. Рост девушки-бортпроводника — от 160 см, молодых людей — от 170 см. Обязательно должен быть развит навык общения с людьми, коммуникабельность. На собеседовании смотрят на внешний вид, умение общаться, опыт предыдущей работы. Стрессоустойчивость — очень важный фактор.

Прежде чем начать летать, нужно пройти три этапа. Первый — собеседование — очень волнительный и даже, я бы сказала, стрессовый процесс. Со всей страны приезжает очень много людей, но даже первоначальный этап проходят далеко не все. Второй этап — очень серьезная медицинская комиссия. Здоровье должно быть идеальным, комиссия длится несколько дней. И только потом начинается обучение в школе авиакомпании: мастерству сервиса, технологии обслуживания пассажиров, принятой в авиакомпании, психологии, профессиональному английскому языку и медицине. Даже принятию родов на борту воздушного судна.

— Всегда ли экипаж самолета работает в одном составе?

— В большинстве авиакомпаний каждый раз вылетает абсолютно новый состав. Но процесс организован настолько четко, что даже при работе с совершенно незнакомым человеком ты всегда знаешь, что можешь на него положиться. Вся наша работа отлажена, стандартизирована, прописана до мельчайших подробностей. Очень много процедур, которые нужно выполнять в определенной последовательности. Пока что-то одно не сделаешь, к другой процедуре переходить нельзя.

Взаимодействие экипажа играет большую роль. Атмосфера на борту всегда должна быть доброжелательной. Ведь от нас в первую очередь зависит, насколько комфортно будет чувствовать себя пассажир в полете.

— Сколько времени вы проводите в небе и как долго потом находитесь на земле?

— У нас очень регламентированная отрасль, это касается и отдыха авиаперсонала. Минимальный отдых после любого рейса составляет 12 часов. Перед каждым полетом — еще 12 часов. Сутки между полетами я всегда отдыхаю. Если я была в командировке, то отдохнуть удается больше — двое-трое суток. По санитарным нормам мы в месяц должны налетать 80 часов, в соответствии с этими нормативами нам планируют те или иные рейсы. Перелет во Владивосток и обратно занимает около 16–17 часов, поэтому следующие рейсы мне поставят с меньшей продолжительностью по времени.

— Считается, что все бортпроводники хотят работать в бизнес-классе, а в эконом отправляют менее опытных коллег.

— У нас есть определенное распределение. Спустя некоторое время моей работы в компании меня определили для работы в бизнес-класс, а предварительно провели соответствующее обучение. Деятельность у нас командная, поэтому если бизнес-класс быстрее заканчивает работу, мы идем помогать бортпроводникам экономического класса.

— Правда ли, что новички летают только на внутрироссийских рейсах, а вылеты за границу поручают более опытным работникам?

— Отдел планирования всех направляет на различные рейсы. Мы приходим работать настолько подготовленными, что можем работать и на международных, и на внутренних рейсах. В первые несколько месяцев работы сотрудников чаще ставят на перелеты внутри страны, в основном на разворотные рейсы. Но хочется побыстрее отправиться в командировку, побывать там, где еще не был. Командировки — один из плюсов нашей работы.

— Что для новичка бывает сложным?

— В первое время организм может тяжело переносить смену часовых поясов и ненормированный график. К примеру, сегодня я вылетаю рано утром, а в следующий раз — в ночь. В самом начале трудового пути, пока не выработалась привычка, может быть тяжело. Не стоит забывать, что бортпроводник проводит большую часть перелета на ногах. Времени присесть чаще всего нет. И в небе ноги устают больше, чем когда мы ходим по земле.

— Считается, что варикоз — профессиональное заболевание бортпроводников. Как с этим справляться?

— Главное — своевременная диагностика и отдых, а также профилактика: после рейса можно делать комплекс специальных упражнений, которые снимают усталость и предотвращают это профессиональное заболевание.

— Как проходит подготовка к полету? Что нужно обязательно сделать еще на земле?

— В аэропорт нужно приехать за два часа до вылета. Важно прибыть вовремя. Потом нужно пройти осмотр врача. За 1,5 часа до рейса проходит брифинг, где команда знакомится, старший бортпроводник определяет основные задачи на рейсе — на что нужно обращать внимание, обговариваются особенности страны пребывания, специфика трассы, вероятность турбулентности, процедура взаимодействия с летным экипажем. Потом мы идем на самолет, принимаем материальные ценности, которые необходимы для рейса и обслуживания пассажиров, — продукты питания, бытовое оборудование и пр. И готовимся к встрече пассажиров — это крайние три минутки на то, чтобы оценить свой внешний вид. Нам нужно выглядеть в этот момент безупречно.

Встреча пассажиров — очень важный этап, ведь первоначальное мнение складывается в первые 90 секунд. После рейса проходит дебрифинг, где старший бортпроводник подводит результаты, оценивает то, как мы справились с задачей.

— Есть ли приметы, которые соблюдаются на борту среди персонала и пассажиров?

— Среди бортпроводников почти нет суеверных людей. Есть примета ничего перед рейсом не пришивать: в противном случае могут задержать рейс. Пассажиры иногда стараются погладить самолет, как-то с ним подружиться. Для нас гораздо важнее настрой.

— Как экипаж регулирует поведение пьяных или агрессивных людей на борту самолета?

— Существует целый алгоритм. Если человек отказывается выполнять правила авиакомпании, то это предпосылка к тому, чтобы воспринимать этого пассажира как деструктивного, т. е. представляющего угрозу безопасности полета.

К таким клиентам относятся всегда более внимательно. Сначала нарушителю правил делается устное предупреждение, если оно не срабатывает, то командир корабля подписывает письменное предупреждение. Это серьезная юридическая бумага, ведь командир корабля во время полета — юридическое лицо. Если мы еще на земле, то экипаж вправе снять пассажира с рейса. При определенных нарушениях мы можем обратиться в полицию страны, в которую прибываем. Полет в самолете — для многих стрессовая ситуация. Кто-то и не хочет вступать в конфликт, но волнение отражается на поведении.

— Профессия бортпроводника, как и любая другая, предполагает карьерный рост?

— Когда накапливается опыт, можно стать наставником — за таким специалистом закрепляют новичка, которого нужно вводить в строй, к примеру, для работы в бизнес-классе. По мере накопления опыта можно стать старшим бортпроводником, вначале на небольших самолетах — Airbus-320, Sukhoi Superjet — 100 и Boeing-737, затем можно перейти на аналогичную должность на большие лайнеры, где 300–400 пассажиров. Следующий этап — стать инструктором — это работа в офисе, которая предполагает анализ ситуаций, происходящих на борту. Инструктор курирует определенную группу бортпроводников, проводит с ними занятия по повышению квалификации. Именно инструкторы думают о том, как предотвратить какие-то негативные ситуации, как оптимизировать работу бортпроводника, что сделать удобнее. Потом можно стать начальником отдела или какого-нибудь департамента в авиакомпании.

— Считается, что небо — это на всю жизнь. А уходят ли бортпроводники из профессии из-за профессионального выгорания?

— Люди приходят в профессию и практически сразу понимают, их это работа или нет. Кто-то уходит в самом начале, отработав меньше года. Но те, кто остается более чем на два года, с небом так просто не расстаются. Авиация — это навсегда.

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ