2017-10-13T01:02:21+10:00 2017-10-13T01:02:21+10:00

Фейсбук и Инстаграм подслушивают пользователей?

Ряд СМИ опубликовал истории мнительных людей со всего мира

Фейсбук — крупная и сложная соцсеть, и никто точно не знает, как она работает. Секретный алгоритм отвечает за то, как ваши посты появляются в лентах друзей и подписчиков; основываясь на множестве неочевидных параметров, Фейсбук решает, какую рекламу и возможных знакомых вам предложить. Логика, лежащая в основе социальной сети, настолько парадоксальна, что среди пользователей по всему миру появились настоящие мифы об устройстве алгоритмов Фейсбука, а заодно и принадлежащего ему Инстаграма. Главные из них опубликовали Forbes и  Meduza.

Миф первый: Фейсбук и Инстаграм подслушивают вас

В последние месяцы Фейсбук постоянно подозревают в том, что она подслушивает пользователей. На Западе и в России рассказывают о таких случаях: люди обсуждают друг с другом какую-то тему или коммерческую компанию, а потом обнаруживают соответствующую рекламу в ленте Фейсбука или Инстаграма.

Разработчик Дамьен Ленуэль описал, как это было у него: он отправился в горный поход, и по пути случайно завел с двоюродной сестрой разговор о микропроекторе, который он хотел бы купить. Ленуэль не гуглил и нигде в сети до этого не поднимал тему микропроектора; телефон во время похода лежал в рюкзаке. На следующее утро пользователь обнаружил в Инстаграме рекламу тех самых проекторов.

Ленуэль признает, что это могло быть простым совпадением, и что по-хорошему приложение не должно незаметно использовать микрофон на айфоне, когда оно свернуто. Однако, говорит разработчик, после публикации поста он получил десятки отзывов от людей, с которыми происходило то же самое. В компании Инстаграм заявили, что микрофон для этих целей не используют.

В марте 2017 года в Forbes вышел материал аналитической компании Forrester, которая экспериментировала с Фейсбуком — в частности, изучала, меняется ли объем передаваемых данных, если запретить приложению доступ к микрофону. Объем данных не меняется; ничего иного компании выяснить не удалось.

Сам Фейсбук ответил на эти подозрения еще в июне 2016 года: компания выпустила заявление о том, что она «не использует микрофон телефона для формирования объявлений или изменения того, что вы видите в ленте новостей». Соцсеть утверждает, что использует микрофон только когда пользователь «активно использует конкретную функцию, требующую работы с аудио» — например, снимает видео.

Миф второй: Фейсбук следит, с кем вы встречались, и предлагает добавить их в друзья

Некоторые пользователи замечали, что сразу после личной встречи с человеком Фейсбук предлагал добавить его в друзья. Это происходило, даже когда у пользователя не было общих друзей с этим человеком. В частности, такое случается с журналистами, которым Фейсбук рекомендует подружиться с их анонимными источниками.

В связи с этим существует теория, что Фейсбук отслеживает местоположение своих пользователей, а затем использует эти данные, чтобы формировать рекомендации друзей.

В июне 2016 года в издании Fusion вышла статья, основанная на заявлениях представителей Фейсбук, что информация о местоположении используется как один из факторов для определения возможных друзей. После публикации материала социальная сеть все опровергла: якобы геолокация использовалась в качестве теста в течение короткого промежутка времени, и больше компания так не делает.

Миф третий: Посты, содержащие ссылки, никто не увидит

В русском Фейсбуке часто можно встретить посты, в которых пользователь рекомендует тот или иной материал в СМИ или блоге; при этом ссылку на эту статью он дает не в самой публикации, а в комментарии к ней — потому что считается, что Фейсбук страшно не любит посты со ссылками и существенно занижает частоту их появления в лентах ваших друзей.

Фейсбук, естественно, утверждает, что формирует новостную ленту в соответствии с интересами читателя, не вдаваясь в подробности работы алгоритма. Тем не менее, исследования (проведенные, правда, на публичных страницах, а не на личных) говорят, что посты без ссылок получают почти вдвое больший охват, чем посты со ссылками. Что касается видео, ссылки на сторонние видеохостинги гораздо менее эффективны роликов, загруженных непосредственно в Фейсбук.

Социальная сеть признает, что отдает приоритет ссылкам, которые быстро загружаются у пользователей (в идеале это должен быть формат Instant Articles) — и реже показывает ссылки на сайты, перегруженные рекламой.

Миф четвертый: Фейсбук знает только то, что вы указали в профиле

Иногда кажется, что паранойя по поводу соцсетей носит болезненный и мало соотносящийся с реальностью характер, ведь люди сами вводят свои данные в профиле — и если хочется что-то скрыть, можно просто не указывать эту информацию. Или нет?

В 2016 году на The Telegraph вышла статья журналистки Кары Макгугэн о том, как Фейсбук обращается с номерами телефонов пользователей. Иногда соцсеть предлагает пользователю привязать номер к аккаунту; при этом в некоторых случаях номер даже не приходится вводить, поскольку он уже отображается на экране, достаточно нажать «Подтвердить».

Фейсбук говорит, что источником для предложенного номера может быть:

ваш мобильный телефон или планшет;

ваш мобильный оператор;

список контактов других пользователей Фейсбук;

номер, который вы вводили раньше, но не подтвердили.

При этом Макгугэн обнаружила: несмотря на то, что она не нажала «Подтвердить», коллега смогла найти ее в Фейсбуке по предложенному номеру.

Миф пятый: Чем чаще вы пишете, тем хуже

Некоторые SMM-менеджеры считают, что если посты на публичной странице появляются слишком часто, фейсбук реже показывает их подписчикам. Сама компания просто советует писать «регулярно», хотя в большинстве исследований говорится, что лучше всего публиковать по одному-два поста в день.

Компания Buffer, разрабатывающая платформу для эсэмэмщиков, поэкспериментировала на своих страницах: после того как они снизили вдвое количество постов, резко упала доля публикаций, которые алгоритм почти никому не показывал, а общий охват вырос втрое.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ