Производители стройматериалов затягивают пояса и покидают рынок

Строек нет, заказов мало, полная тишина. Такого спада уже никто не помнит
Производители  стройматериалов затягивают пояса и покидают рынок

Строительный сектор уходит в глубокий минус, потянув за собой рынок стройматериалов в Приморье. Заказы саммита АТЭС-2012 иссякли, оставив после себя раздутое конкурентное поле, доходы населения упали, а новые проекты, которые сегодня реализуются на территории края, в лучшем случае позволяют говорить о стагнации. Производители, оказавшись в безвоздушном пространстве, затягивают пояса и покидают рынок.

Минувшие пять месяцев текущего года можно отнести к периоду посткризисного восстановления — все это время строительная промышленность края демонстрировала положительные приросты. Однако динамика восстановительного роста была разной. Так, по данным Приморскстата, выросло производство конструкций и деталей сборных железобетонных (на 35%), цемента (на 21%), товарного бетона (на 16%), раствора строительного (на 12%), пиломатериалов (на 4%). Но сократилось производство кирпича, щепы технологической, паркета, блоков оконных и дверных из пластмассы.

«Свои ребята»

Но и эти позитивные ожидания уже постепенно сменяются летней стагнацией, что в совокупности с предыдущими многолетними проблемами сулит стройиндустрии падение инвестиционной привлекательности. По мнению опрошенных «К» экспертов, отрасль исчерпала свой ресурс с завершением строек саммита АТЭС-2012. А различные территории опережающего развития и свободный порт Владивосток еще не вошли в ту стадию, когда рождается спрос на стройматериалы, да и масштабы строек пока явно поменьше саммитовских.

Сергей Федоренко, заместитель директора СРО «Альянс строителей Приморья»: «Главный стройматериал, с помощью которого измеряют «среднюю температуру» по отрасли, как в России, так и во всем мире, — цемент. Потребление цемента в Приморье сильно сократилось, остальные материалы также просели в продажах.

Региональный рынок очень небольшой, стройиндустрия здесь развита слабо. И если железобетон, песок, щебень, цемент, пиломатериалы еще выпускают в достаточно серьезных объемах плюс минимум труб — ливневых, канализационных, продажных, то о другой строительной продукции говорить не имеет смысла — у нас ее, можно сказать, нет. Мы сами проводили анализ рынка, когда четыре компании из нашего альянса намеревались открыть предприятия в ТОРе, изучали возможности сбыта и пришли к неутешительному выводу: в крае потенциальные покупатели отсутствуют. Смотреть на азиатские рынки тем более бессмысленно — лицензиями, аккредитациями замучают, а главное, там прекрасно справляются «свои ребята».

Добавляет проблем и все еще низкий уровень возведения жилья. В январе — марте 2017 г. в Приморье сдано в эксплуатацию 1079 квартир общей площадью 63,3 тыс. м2, что на 21% меньше, чем в первом квартале 2016 г. В краевом центре построено 31,4 тыс. м2 жилых домов, что на 7% меньше соответствующего периода прошлого года. Ввод жилья населением по сравнению с прошлым годом снизился на 63%. В сельской местности сдано всего 5,1 тыс. м2 жилья, на 70% меньше, чем в январе — марте 2016 г. То есть рынок, вскормленный тучными 2008–2012 гг., ушел в глубокий штопор.

«Строек нет, заказов мало, полная тишина. На рынке — спад, да еще какой! Если раньше у нас на предприятии работало 300 человек, теперь их осталось 80», — сообщили в компании «Строитель-43» (крупный подрядчик со своей производственной базой и карьером).

«Заказы есть, но совсем не в тех объемах, что были раньше, особенно если сравнивать с 2008–2012 гг. Сегодня всех в первую очередь интересует цена. Требования к качеству минимальны», — рассказали в производственной компании «Бест Вент».

Олеся Лунева, менеджер производственной компании «ТСМ-Бетон»: «Мы поставляем бетон для объектов, которые сегодня строят в Приморье. Ситуация тяжелая — денег у заказчиков мало. Наши контрагенты стараются развиваться, но делают это, как правило, в долг, стараются получить отсрочку по платежам. Даже в сравнении с 2016 г. видно, что возможностей у людей стало меньше. Причем и крупные заказчики, которые строят многоэтажки, во главу угла ставят цену. Цена важнее качества. У наших конкурентов ситуация не лучше».

Алексей Платов, директор «ИНВЕСТ БИЛДИНГ-М»: «Многие снабженческие конторы закрылись, потому что нет возможности реализации товара. Рынок стремительно пошел в рост во время подготовки к саммиту АТЭС-2012, когда торговля стройматериалами в крае была действительно выгодной. Саммит закончился, осталась бешеная конкуренция, сбыта нет, тем более что отрасль подкосил кризис. Что строится сегодня во Владивостоке? Количество объектов очень незначительное относительно такого большого города, причем темпы работ по некоторым из них резко упали. А говорить о тех проектах, которые пока существуют только на бумаге, я не вижу смысла».

Острые проблемы

Условно стройматериалы можно разделить на две группы: базовые (цемент, кирпич, железобетон) и отделочные (сухие смеси, лаки, краски). До кризиса основными потребителями всех материалов были строительные организации, занятые крупным жилищным, коммерческим, инфраструктурным строительством. На долю частников и мелких бригад приходились относительно небольшие объемы.

Интенсивный ввод новых мощностей наблюдался преимущественно в некапиталоемких подотраслях (производство сухих смесей, газобетонных блоков, окон и дверей). Однако в большинстве других сегментов динамика обновления мощностей была крайне вялой. Многие владельцы цементных, кирпичных и прочих заводов продолжали эксплуатировать советское оборудование, избегая масштабных вложений в его модернизацию или замену. Так, по данным годового отчета АО «Спасскцемент», износ основных производственных фондов на предприятии на конец 2016 г. составил 60,8%, тогда как в целом по отрасли показатель износа — 32%.

Новые проекты, конечно, зарождаются. Так, ООО «ДНС Девелопмент» запускает проект домостроительного комбината на территории ТОР «Надеждинская». Предполагается, что ДСК будет обеспечивать объект основными несущими строительными изделиями из сборного железобетона. В Хасанском районе появится крупный современный завод по производству и обработке пиломатериалов, который построит другой резидент свободного порта Владивосток — «Стивидорная компания «Славянский лесной терминал». Инвестором в данном случае выступает японская компания Iida Group Holdings, объем капиталовложений составит 2,1 млрд руб.

Однако эти проекты, два из которых пока находятся в зачаточной стадии, едва ли позволят даже отдаленно приблизиться к статистике докризисного периода, когда предприятия набирали обороты, а конкуренция росла как на дрожжах. Тучные годы закончились. К примеру, в 2014 г. сразу четыре компании начали производить композитные строительные материалы — ООО «Дедал ДВ», ООО «D2VEST», ООО «Полимер Композит — ДВ» и ООО «НПО «БИПЛАСТ». С тех пор они испытывали на себе все прелести кризисной конъюнктуры. Завод ООО «НПО «БИПЛАСТ», как выяснил корр. «К», в данный момент вообще не работает, поскольку перед предприятием стоит задача реализовать уже имеющуюся продукцию.

Не исключено, что уже в этом году многие предприятия советского образца, столкнувшись с проблемой роста себестоимости и конкуренцией со стороны обновивших мощности игроков в других регионах, попробуют компенсировать возросшие издержки за счет потребителей и взвинтить цены. Пока же, как отмечают эксперты, больной «скорее жив, чем мертв»: для производителей рынок сбыта настолько микроскопический, что крупный завод по выпуску утеплителей или фасадов целесообразнее открывать где-нибудь в другом регионе, с большей плотностью населения и большими объемами строительства.

Сергей Солодкий, директор компании «Ре-Форма», производитель домокомплектов, балочных систем и кровельных ферм в Приморье, считает, что не только кризис мешает развиваться местному производителю. Сдерживают рынок высокие налоги, тарифы, отсутствие государственной поддержки, а кроме того, менталитет потребителя, уверенного, что «у соседа трава всегда зеленее»: проблема особенно острая, когда речь идет об относительно новых технологиях.

Извините, мест нет»

По словам экспертов, приморский рынок малоэтажного домостроения отстает на 3–5 лет от регионов Центральной России. Хотя рядом тайга, производители вынуждены везти древесину из Сибири — это выгоднее даже с учетом доставки, так как приморский лес уплывает в Китай, а на местном рынке остается пиломатериал, работать с которым трудно и  дорого. В то же время сибирская продукция лучше по своим характеристикам, так как чем холоднее климат произрастания, тем качественнее лес.

Алексей Сорока, управляющий компанией «Архистрой»: «Выбор стройматериалов в Приморье скудный и не отличается качеством. Приходится везти все с запада. Нормального леса здесь, можно сказать, нет — возим его из Сибири, Алтайского края. Та же ситуация с внутренней отделкой — цены на двери, окна во Владивостоке бешеные — чем здесь покупать, дешевле привезти из Барнаула. Лакокрасочные материалы закупаем немецкого производства и производства США».

Себестоимость производства пиломатериалов в Приморье зашкаливает, поскольку сушка древесины требует значительных расходов на электроэнергию. Тем глубже возмущение малого бизнеса условиями неравной конкуренции, которую создает свободный порт Владивосток — в первую очередь, льготными энерготарифами.

Сергей Солодкий: «У большинства местных производителей не хватает средств, чтобы войти в свободный порт. Любая поддержка была бы для них очень важна, но ее никто не оказывает. Элементарно – на весь Владивосток две демонстрационные площадки. К примеру, площадка ДальНИИС рассчитана на несколько домиков — каждый обходится арендатору со всеми расходами 40-50 тыс. руб. в месяц».

Региональный рынок деревянного домостроения полон предложений. Тем не менее на нем появляются новые участники. Так, ООО «Дядя Алик» из Хабаровска планирует зайти в Приморье с технологией строительства из уже готовых теплопанелей. «В Приморском крае производят СИП-панели. Это конкуренция для нас, но конкуренция относительная, так как наш материал имеет свои преимущества — мы не используем пенопласт, а только оргалит и каменную вату, что гораздо экологичнее», — говорит Владимир Квачини, руководитель компании.

А строители просто следуют… за процессом

Повышенная конкуренция наблюдается во многих сегментах строительной отрасли региона. Нет проблем со сбытом только у монополистов. Главный монополист дальневосточного рынка — УК «Востокцемент», основной поставщик саммита АТЭС. В Приморье под его управлением находятся «Спасскцемент», Владивостокский бутощебеночный завод, дробильно-сортировочный завод, ООО «Трилитон», а также сбытовая и сервисная компании. Только на «Спасскцменте» занято порядка 2 тыс. человек. Ежегодно монополист поднимает цену на свою продукцию. Остальные участники вынуждены вести нелегкую конкурентную борьбу, причем в первую очередь — с «варягами», которым слишком часто отдают приоритет заказчики. Сегодня все решает цена.

Лариса Балахнова, директор ООО «Примполимер»: «Завод не стоит. Наша продукция востребована в Хабаровске, мы участвуем в строительстве газопровода, ТОР «Надеждинская». Но конкуренция на рынке трубной продукции, конечно, очень серьезная. В том числе по краю, хотя большинство региональных предприятий — это сбитые корабли, лежащие на боку. Главный конкурент — не местный производитель, сюда пытаются зайти все кому не лень, в России огромное количество заводов, которые могут позволить себе демпинговать. Я считаю, что региональная экономика должна быть действительно региональной. От 44-го закона о госзакупках, введенного под лозунгом мифической борьбы с коррупцией, не выигрывает никто. Местный производитель просто не в силах конкурировать с москвичами, у которых и объемы производства выше, и денег больше, и кредиты доступнее».

Таким образом, ситуация среди производственных предприятий в строительной отрасли Приморья сложилась тяжелая, а для некоторых участников — патовая. Фора, полученная в силу изменений курсов валют, хотя и увеличила темпы импортозамещения в общероссийских масштабах, слишком незначительна, чтобы нивелировать влияние кризиса. На вопрос, могла ли бы исправить положение реализация государственных программ, связанных с «большими стройками», например, «реновация по-приморски», эксперты отвечают отрицательно.

Сергей Федоренко: «У государства не хватит денег, чтобы отрегулировать рынок недвижимости — он живет сам по себе, своей жизнью. Что его оживит? Увеличение численности населения и рост покупательной способности. Все наши разговоры о развитии Дальнего Востока упираются в одну простую штуку: зачем здесь что-то строить, если отсюда уезжают люди? Как мы будем демонстрировать рост ввода жилья, когда его некому покупать? Население ДФО продолжает уезжать, а мы, строители, просто следуем за этим большим процессом».

Статья опубликована в № 24 "К" от 27.06.2017 г. под заголовком "Сломанные амбиции"

Юлия ПИВНЕНКО

Экономика и бизнес
В таможне пошли параллельные и не очень понятные процессы
В таможне пошли параллельные и не очень понятные процессы
ФТС решила провести очередное эксперимент с электронным декларированием
16 января 2018, 07:37
«Аврора» хочет летать внутри Хабаровского края
«Аврора» хочет летать внутри Хабаровского края
Но власти региона уповают на собственные «Хабаровские авиалинии»
16 января 2018, 06:37
Банк России заставляет ОСАГО выезжать из автосервисов
Банк России заставляет ОСАГО выезжать из автосервисов
Страховщиков будут лишать права осуществлять натуральное возмещение
12 января 2018, 15:47
Северокорейские рабочие скоро исчезнут из Приморья
Северокорейские рабочие скоро исчезнут из Приморья
Из-за этого у застройщиков могут возникнуть серьезные проблемы
12 января 2018, 10:58
ФАС хочет помочь Трутневу разобраться в пропаже 64 млрд рублей
ФАС хочет помочь Трутневу разобраться в пропаже 64 млрд рублей
Антимонопольное ведомство объявило о проверке аэропортов Дальнего Востока
12 января 2018, 10:04
Азиатский миллиардер продолжает дистанцироваться от игорной зоны «Приморье»
Азиатский миллиардер продолжает дистанцироваться от игорной зоны «Приморье»
Лоуренс Хо больше не будет влиять на политику первого казино края
3 января 2018, 09:21